08.04.2019 20:47
Культура

На экраны вышел фильм "Мы" Джордана Пила

На экранах "Мы" Джордана Пила
Текст:  Алексей Литовченко
Российская газета - Федеральный выпуск: №77 (7835)
Нетрудно заметить, что в последнее время массовый кинематограф как-то особенно подвержен влиянию политической конъюнктуры. Все либо про угнетение женщин, либо про какие-нибудь угнетаемые меньшинства, либо про Трампа. И во всем виноват, конечно, последний.
/ Monkeypaw Productions
Читать на сайте RG.RU

Избрание президентом США столь неоднозначного и харизматичного персонажа разделило американское общество на две большие непримиримые группы и спровоцировало непрекращающуюся череду громких скандалов. Причем Голливуд почти целиком оказался в той группе, которая Трампом недовольна, и принялся "лидера свободного мира" безжалостно травить различными способами, в частности, усиленно пропагандируя те ценности, против которых якобы выступает он и его электорат. Так, например, "Оскар" под давлением общественности перестал быть "слишком белым", а стал расово диверсифицированным (но, по мнению некоторых, все равно недостаточно).

За престижную премию Пекинского кинофестиваля поборются 15 фильмов

На этой волне поднялся Джордан Пил, известный комик, который, едва дебютировав как автор полнометражного кино, сразу же взял "Оскар" в номинации "Лучший сценарий", обойдя самого Мартина МакДонаха. Не сказать, что незаслуженно взял. Но - Мартин МакДонах. "Прочь" - социальный триллер (именно так создатель охарактеризовал картину) о богатых белых, вселяющихся в тела бедных черных, был, чего уж там, хорош. Прекрасно поставлен, остроумен, оригинален (если выкинуть из памяти "Ключ от всех дверей"). Кроме того, что называется, попал в струю и не в последнюю очередь благодаря этому сорвал жирную кассу.

Короче, Джордан Пил с порога заявил о себе как о крупнейшем жанровом мастере современности, да так убедительно, что ему уже доверили перноезапуски культовой классики: "Кэндимэна" и "Сумеречной зоны". И недавно вышедший сериал "Странный город", едкая и небанальная сатирическая антиутопия, его позицию только укрепил. Ну а после "Мы" так и вовсе никаких сомнений не остается: Джордан Пил - вообще красавчик.

Ясное дело, "Мы" - это про нас, то есть про них, то есть про американцев. Но далее возможны варианты

Темнокожая семья приезжает отдохнуть в загородный домик недалеко от пляжа. Вдруг откуда ни возьмись к ним приходят их двойники с целью помучить и убить. Двойники носят красные робы и говорят (вернее, только одна там говорит сиплым голосом, остальные лишь нечленораздельные звуки издают): "Мы - американцы". Это вкратце завязка. Из которой уже можно понять, что все не просто так. Не просто так они красное носят, и вот там еще другая семья была, белая, - они тоже не просто так, и ножницы не просто так, и футболка с изображением Майкла Джексона не просто так (нет, не в том смысле). Все символизирует.

Джордан Пил оставляет обширное пространство для трактовок, как и подобает настоящему мастеру. Ясное дело, "Мы" - это про нас, то есть про них, то есть про американцев. Но далее возможны варианты. Куча вариантов. И чтобы компетентно во всем разобраться, следует знать об американцах как минимум чуть больше, чем знает о них среднестатистический российский зритель. Хотя бы немного почитать о грандиозной и провальной благотворительной акции Hands Across America, которая играет в сюжете важную роль. Или не заморачиваться, удовольствовавшись тем, что лежит на поверхности: они - это мы, мы - это они, как народ ни разделяй, внутри все на самом деле одинаковые. Седьмой сезон "Американской истории ужасов" был о том же примерно. Трамп, не Трамп, сила ночи, сила дня - и как там дальше у Пелевина было.

В конце концов один из главных символизирующих визуальных образов в "Мы" считывается довольно легко. Зрителя буквально носом в него тыкают на протяжении долгих начальных титров. Это кролики. Они же и в самом финале появляются. Зачем Джордану Пилу кролики? Затем же, зачем и Дэвиду Линчу, Ричарду Келли или Льюису Кэрроллу. Кролики всегда намекают на иррациональное. Далеко не все в "Нас" поддается рациональному объяснению (как глубокомысленно звучит, а?). Откуда взялись двойники, нам, с одной стороны, в итоге рассказывают, но вопросов меньше не становится. Так что правильной трактовки, скорее всего, не существует. И это, скорее всего, единственная правильная трактовка.

Дубль Дв@: Фильм "Лес" станет последним в конкурсе полнометражного кино

Ну и не стоит также забывать, что "Мы" - прежде всего отличный хоррор. Первая его половина - "Забавные игры" Ханеке с доппельгангерами (Джордан Пил настоятельно рекомендовал исполнительнице ведущей роли Люпите Нионго ознакомиться с этим фильмом перед съемками). Вторая половина - доппельгангер-апокалипсис (зомби-апокалипсис, опять же с доппельгангерами). Плюс немного свихнувшейся фантастики. В меру смешно, в меру жутко. Детский хор зловеще поет непонятные слова на латыни. Двойники пугают безумными гримасами в кадре, еще больше пугают, когда внезапно пропадают из кадра.

Наблюдаемый ныне хоррор-ренессанс, конечно, запустил не Джордан Пил. Но он его возглавил. Отличительные черты хорроров новой формации (если максимально упрощенно, ужастики стали гораздо умнее и красивее) в фильмах Джордана Пила доведены практически до совершенства, они имеют бешеный коммерческий успех, а что еще важнее - их будут помнить в том числе и как часть эпохи Трампа, в отличие от других, не менее замечательных, но менее политически ангажированных, умных и красивых хорроров. Есть в этом какая-то несправедливость. Но так устроен мир, к сожалению.

Мировое кино