08.04.2019 20:05
Общество

С очисткой Заполярья от мусора пока лучше других справляются военные

С очисткой Заполярья от мусора пока лучше других справляются военные
Текст:  Владимир Таюрский (Якутск)
Российская газета - Спецвыпуск: Арктика №77 (7835)
Очистка Арктики от мусора - пожалуй, одна из самых сложных экологических проблем современной России.
/ РИА Новости www.ria.ru
Читать на сайте RG.RU

В течение многих десятилетий все, кто жил и работал в этих краях, только сорили. Убирать было некому. На некоторых островах скопилось такое количество ржавых бочек из-под топлива, брошенной техники и других отходов, что тундры под этими залежами не видно.

Четыре года назад в Арктике была объявлена генеральная уборка. Если бы речь шла о компактных обжитых территориях с развитыми коммуникациями, это не составило бы труда. Но наводить чистоту надо на огромных пространствах, где нет дорог, а вести подобные работы можно лишь в определенные сезоны года. Да и люди в окрестностях многих арктических свалок давно не живут.

Пока с задачей лучше других справляются военные, которые возвращаются в Арктику и расчищают завалы в местах дислокации частей. По данным Минобороны России, с 2015 года силами экологических подразделений очищено 104 тысячи квадратных метров территории. Собрано более 18 тысяч тонн металлолома.

Жителей арктических районов Якутии освободят от налогов

- Осталось очистить девять тысяч квадратных километров, то есть около девяти процентов территории, - отметил министр Сергей Шойгу на итоговом заседании коллегии в конце прошлого года.

У военных есть специализированные подразделения, необходимая техника, финансирование. И, что важно, есть желание подмести там, где предстоит нести службу. Но Арктика - это далеко не только места дислокации воинских частей. Мусор оставляли после себя многочисленные метеорологи, геологи, добывающие предприятия, которые давно ушли из этих краев, а то и вовсе ликвидированы. И таких свалок на порядки больше.

Только в арктической зоне Якутии, которая является самой малозаселенной, скопилось около пяти миллионов тонн металлолома. Чтобы собрать его, надо будет снаряжать специальные экспедиции. В 2017-м глава минэкологии республики Сахамин Афанасьев оценил затраты на его уборку в 62 миллиарда рублей. За два года цена вопроса выросла. Больше всего денег потребуется на перевозку собранного металла сначала к местам складирования, а затем на перерабатывающие предприятия. При этом транспорт надо будет еще найти. Все грузоперевозки в якутской Арктике заточены под северный завоз. Навигационный период здесь очень короткий, продолжительность работы зимников из-за изменений климата тоже ежегодно сокращается. Каждый день у перевозчиков на счету, а вывозить металлолом во многих случаях потребуется с давно заброшенных участков, к которым не проложены даже сезонные дороги.

Наводить чистоту надо на огромных пространствах, где нет ни населенных пунктов, ни дорог

Проблема транспортировки характерна не только для Якутии. Этим летом путешественники и летчики из экологического отряда "Эклипс" намерены собрать 25 тонн ржавых бочек и другого металла в Красноярском крае, на Таймыре.

В масштабах загрязнения Арктики это очень немного. Волонтеры уже приступили к подготовительным работам.

Но выяснилось, что собрать мусор - полдела. Как его вывозить?

- Изначально предполагалось, что суда ледокольного класса, которые работают в Арктике, осуществив плавание, могли бы забирать этот мусор. Но пока мы не знаем, с кем конкретно обсуждать этот вопрос. Например, на полярной станции Стерлигова скопилось большое количество отходов. Станция находится в ведомственном подчинении Управлению гидрометеослужбы. Однако они не занимаются очисткой своих же территорий, несмотря на то что у них есть судно ледового класса "Михаил Сомов", которое может вывозить отходы. То же самое касается острова Диксон. Там расположен аэродром, который усеян бочками. Принадлежит он государственному предприятию "Аэропорты Красноярья". Однако и они не занимаются очисткой своих территорий, - отмечает руководитель проекта, председатель Красноярской региональной общественной экологической организации "Природа Сибири" Игорь Чапалов.

На Урале начали выпускать оборудование для переработки мусора

Пока участники экологического рейда планируют складировать собранный мусор поближе к берегу. Как пояснил Игорь Чапалов, если смогут найти деньги, чтобы нанять баржу, вывезут собранное на утилизацию. Если не смогут, свалка просто переместится на другое место.

На проблему утилизации накопленных отходов накладывается другая: что делать с тем мусором, который добавляется сейчас? Особую актуальность этому вопросу придала "мусорная" реформа. Если в крупных населенных пунктах все решаемо, то в небольших поселениях (а Арктическая зона представлена в основном ими) проблема выходит за рамки правового поля, считает руководитель специализированного предприятия "Якутскэкосети" Денис Тон.

Предприниматель ссылается на распоряжение правительства России, которым установлен поэтапный запрет на захоронение некоторых видов отходов. С 2018 года он был распространен, в частности, на лом и отходы черных и цветных металлов, термометры, ртутные лампы. В 2019 году запрещено захоронение картона и бумажной упаковки, шин и покрышек, полиэтилена и полиэтиленовой упаковки, стекла и стеклянной тары. А с 2021-го запрет распространится на компьютеры, оргтехнику, аккумуляторы, бытовые приборы и электроинструменты.

Часть мусора будут сжигать, благодаря этому население получит дополнительное тепло в домах

- Эти нормы сразу ставят сельские свалки в малонаселенных пунктах вне закона, так как экономически невыгодно вести там сортировку и обработку отходов, - считает Денис Тон.

Впрочем, правила меняются. Часть мусора в Арктике предполагается сжигать, да еще и с выгодой. Благодаря этому, населению не потребуется платить за вывоз отходов, наоборот, оно получит от утилизации тепло в домах.

Ученые разрабатывают систему искусственного интеллекта для сортировки мусора

- Мы рассматриваем варианты производства российского оборудования для высокотемпературной утилизации в том числе в отдаленных населенных пунктах в Арктической зоне, откуда вывести мусор невозможно из-за огромных расстояний, - отмечает министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин.

Но ртутные лампы и аккумуляторы жечь нельзя, да и невозможно. Что делать с ними? Организовывать спецрейсы за тридевять земель, чтобы вывезти из небольшого села десяток отслуживших свое предметов, никто не будет.

- В рамках законодательства требуется некий отдельный подход для Арктической зоны, - полагает заместитель министра ЖКХ и энергетики Якутии Виктор Романов.

Экология