09.04.2019 20:41
Происшествия

В Мурманской области на тушение пожара пытались отправить инвалида

В Мурманской области на тушение пожара пытались отправить инвалида
Текст:  Алексей Михайлов (Мурманск)
Российская газета - Федеральный выпуск: №78 (7836)
Большинство отдаленных сел и поселков Мурманской области никак не защищено от пожаров. Если вспыхнет жилой дом или хозяйственная постройка, то тушить огонь некому и нечем.
Читать на сайте RG.RU

Профессиональным пожарным туда не добраться: ко многим селам вообще нет дорог, а если они и есть, то их состояние оставляет желать лучшего. Их жителям остается надеяться только на себя и на добровольные пожарные команды и дружины, которые созданы в 27 населенных пунктах. Их общая численность - 170 человек. Но, как показывает практика, к борьбе с огнем реально готовы только 5-6 команд.

Голый и больной огнеборец

Заложниками этой ситуации оказались жители села Кузомень, расположенного возле устья реки Варзуги, широко известной среди рыбаков-любителей всего мира благодаря сохранившемуся в ней стаду дикой семги. Деревянное здание школы, прошедшее капитальный ремонт в 2018 году, превратилось в кучу головешек буквально за час. Соседние дома удалось спасти благодаря тому, что их стены принялись закидывать снегом сбежавшиеся на пожар жители села. Но это еще не все. Оказалось, что добровольная пожарная команда Кузомени включала в себя четырех человек, в числе которых до сих пор числятся однофамильцы Двинины - Михаил и Геннадий. Но первый несколько лет назад скончался, а второй едва передвигается из-за больных ног. Именно ему и позвонила сотрудница пожарной охраны города Кандалакши, ближайшего к Кузомени, чтобы узнать, намерен ли он выехать на пожар.

Глава МЧС призвал регионы усилить меры пожарной безопасности

- Думаю, из Кандалакши в день пожара мне позвонили по старой памяти, - рассказал Геннадий Двинин. - Лет десять назад я был руководителем добровольной пожарной команды. Наверное, по старым бумагам я числюсь в ней до сих пор.

Сегодня добровольную пожарную команду в Кузомени возглавляет Сергей Заборщиков. По его словам, для тушения пожаров в этом селе почти ничего нет.

- Огонь приходится тушить в обычной одежде, которая плавится, - заключает пожарный. - Нам хотя бы боевую одежду иметь, чтобы иметь возможность подобраться к огню, ведь уже в 50 метрах до горящего здания начинается нестерпимый жар. Нужен шанцевый инструмент - лопаты и багры, чтобы растаскивать пожарище, нужны огнетушители, чтобы быстро погасить огонь, пока не успело разгореться. Но всего этого у нас сегодня нет.

Чтобы тушить пожар, необходимо много воды. Ясно, что ведрами ее не наносишь. У некоторых добровольных пожарных команд, в том числе в Кузомени, есть мотопомпы, с помощью которых можно качать воду из ближайших водоемов. Но чаще всего от мотопомпы толку нет. Они могут подавать воду под нужным давлением максимум на 200 метров. Если горящий дом находится дальше, то помпа уже не поможет. Кроме того, весит она около 60 килограммов, и нести ее под силу не каждому. Существуют мотопомпы на автоприцепах и пожарные автоцистерны, но они не включены в постановление регионального правительства N 684-ПП, регламентирующее поддержку добровольной пожарной охраны в Заполярье.

Что касается пожарной машины, то она сможет добраться до Кузомени минимум за несколько часов летом, а зимой село практически отрезано от "большой земли", и доехать до него можно только на снегоходе.

Ничтожные средства

Нехватка боевой одежды, снаряжения и пожарно-технического вооружения - это головная боль всех пожарных-добровольцев региона.

Согласно постановлению N 684-ПП, на создание одной добровольной пожарной команды отводится 100 тысяч рублей. Этой суммы категорически не хватает, заявил исполнительный директор мурманского областного отделения Всероссийского добровольного пожарного общества Сергей Дружининский. Только один комплект обмундирования для добровольца-пожарного в ценах 2018 года составляет 28-30 тысяч рублей, тогда как для создания полноценной команды нужно от четырех до шести человек. Денег на приобретение пожарно-технического вооружения просто не остается.

- Субсидия, которую выделяет региональное правительство на поддержку добровольной пожарной охраны в 2019 году, составляет чуть более миллиона рублей, - подчеркивает Сергей Дружининский. - Это ничтожная сумма. Исходя из нее, предполагается закупить часть обмундирования и пожарно-технического вооружения. Но без пожарных автоцистерн и прицепов с мотопомпой все это напрасная трата денег, ведь голыми руками пожар не потушишь.

Видео: Жителей Самары испугали вспышки света в небе

Для борьбы с огнем есть не только дедовские лопаты, багры и ведра, но и современные средства. Чтобы не вынуждать людей кидать лопатами снег, для тушения вполне годится пенообразователь, температура замерзания которого - до минус 40 градусов. Летом его можно хранить в пластмассовых емкостях. Три тонны пенообразователя, которые может вместить пожарная автоцистерна, стоят около 250 тысяч рублей. Чтобы прикрыть 20 населенных пунктов, где сейчас нет вообще никакой пожарной охраны, необходимо 60 тонн пенообразователя, который обойдется примерно в пять миллионов рублей. На техническое обслуживание и ремонт пожарной техники необходимо предусмотреть сумму в 30 тысяч рублей в год из расчета на один автомобиль. Все вместе это составит 31-40 миллионов рублей, из этой суммы разовые расходы на приобретение различной техники и средств пожаротушения составят 25-29 миллионов рублей, а ежегодные затраты на содержание ДПК - до 11 миллионов рублей. Для совсем маленьких сел, где невозможно создать добровольную пожарную команду, следует приобрести огнетушители, для этого будет достаточно 1,2-1,5 миллиона рублей. Кроме того, необходимо хоть как-то поощрять членов ДПК, не отговариваясь тем, что они, мол, добровольно решили взвалить на себя такое хлопотное дело, как пожарная охрана. Сегодня ежемесячная сумма вознаграждения, которое они получают, составляет около 3500 рублей.

Добровольцы, шаг вперед!

Результат закономерен: население и муниципальные власти не заинтересованы участвовать в добровольных объединениях пожарной охраны и поддерживать их работу. Граждане опасаются, что если они рискнут в них вступить, то тушение пожаров власть немедленно повесит на них и в случае возгораний будет жестко спрашивать за нарушения, не снабдив добровольцев необходимыми средствами для борьбы с огнем. Те, кому "посчастливилось" иметь пожарные машины и автоцистерны, тоже находятся в сложной ситуации, поскольку на топливо, техническое обслуживание, ремонт и эксплуатационные материалы денег муниципалитеты не выделяют.

Красноречивый пример - ситуация с созданием добровольных пожарных дружин в поселках Белое Море и Килпъявр. Эту работу мурманскому отделению ВДПО поручил региональный комитет по обеспечению безопасности населения. В Белом море создать дружину удалось. Муниципальные власти пошли навстречу: подобрали кандидатов в члены ДПД, выделили помещение для пожарного имущества и добровольцев, организовали их обучение и застраховали, закупили боевую одежду и пожарно-техническое вооружение.

Население и местные власти не заинтересованы участвовать в добровольных объединениях пожарной охраны и поддерживать их работу

В Килпъявре же все получилось наоборот. Местные чиновники заявили, что помещения для добровольной пожарной дружины выделить невозможно, а желающих стать добровольцами в поселке нет. Курьез ситуации в том, что для будущей дружины в Килпъявре за счет областного бюджета уже закупили боевую одежду и пожарно-техническое вооружение. Что делать теперь с этим имуществом, неизвестно.

Проблему можно было бы решить гораздо проще, считают в мурманском отделении ВДПО. Килпъявр состоит из двух пятиэтажек. Достаточно было бы разместить в них огнетушители и противопожарные полотна. В региональном отделе ВДПО предлагают внести поправки в постановление N 684-ПП, которое определяет развитие добровольной пожарной охраны в Мурманской области. Например, следовало бы определить критерии создания дружин в населенных пунктах региона, чтобы не возникали такие ситуации, как в Килпъявре. Кроме того, необходимо подготовить программу технического перевооружения государственной противопожарной службы региона, в которой учесть дальнейшее использование отработавшей свой срок автотехники после восстановительного ремонта в ДПК и ДПД. Возможно, если бы это было сделано раньше, жителям Кузомени не пришлось бы бессильно взирать на догорающую школу.

Прямая речь

Михаил Тимофеев, заместитель председателя комитета по обеспечению безопасности населения Мурманской области:

- Задача добровольной пожарной охраны - это локализация пожара и недопущение его распространения. В Кузомени они не дали распространиться огню, а значит, свою задачу выполнили. Еще одна функция добровольных пожарных - это профилактика. Иными словами, они должны объяснять людям, как уберечься от пожаров... Постановление N 684-ПП мы будем дорабатывать. Планируем включить туда пункты, предусматривающие вознаграждение не только для тех добровольцев, которые принимали участие в тушении пожаров, но и для тех, кто обслуживает пожарную технику.

Руслан Назаров, начальник главного управления МЧС России по Мурманской области:

- Оснащение пожарных-добровольцев вызывает много вопросов. Даже если у них есть мотопомпы, то воду чаще всего брать неоткуда. Органы местного самоуправления по закону отвечают за обеспечение таких водоисточников и гидрантов. В Кузомени этого сделано не было, поэтому пожарным пришлось тушить огонь снегом и привозной водой из бочек. И очень странно, что двух человек в добровольной пожарной команде Кузомени до сих пор не смогли обеспечить боевой одеждой пожарного. Эти вопросы обязательно будут подниматься.

Стихийные бедствия Мурманская область Северо-Запад