09.04.2019 08:30
Экономика

Как половодье отразится на судоходстве по Дону и Волге

Полноводные Волга и Дон позволят увеличить перевалку грузов
Текст:  Николай Грищенко
Российская газета - Экономика Юга России: №77 (7835)
В апреле на Дону и Волге официально началась речная навигация 2019 года. Первые пять судов уже прошли через шлюзы Волго-Донского судоходного канала. Как говорят специалисты, запасы влаги достаточны, и нынешним летом главные реки юга точно будут полноводными. Это позволит существенно увеличить перевалку грузов, в том числе экспортных, говорят эксперты.
/ Сергей Михеев/ РГ
Читать на сайте RG.RU

По словам представителя Ростовского гидрометеоцентра Виктории Антоненко, запасы снега на севере Ростовской области в этом сезоне превышали норму в два раза, а это значит, что и воды придет много. Ведь полноводность Дона на 70 процентов обеспечивает именно тающий севернее снег.

К 2030 году грузооборот дальневосточных портов достигнет 400 млн тонн

- На реках юга Ростовской области уровень воды повысится от 30 сантиметров до метра, а на реках севера - от 140 до 320. Но это без учета гидрометеорологических условий, - прогнозирует Антоненко.

По поручению губернатора Василия Голубева в области развернуто 52 гидрологических поста наблюдения за паводковой ситуацией, а на 14 узлах Азово-Черноморского и Волго-Донского бассейнов проводится постоянный мониторинг уровня воды.

Ученые и моряки с ужасом вспоминают навигацию 2015 года, когда из-за маловодья на Дону пришлось ввести временное ограничение по осадке судов. От Кочетовского гидроузла до Аксая допускалась осадка не более чем на 290 сантиметров, от Константиновского до Кочетовского гидроузла, а также oт Усть-Донецкого порта до устья реки Северский Донец - до 330. Соответственно, грузов стали перевозить гораздо меньше, снизилась рентабельность речного судоходства. К этой проблеме добавился и рост цен на горючее.

- Увеличение затрат привело к ухудшению финансового состояния судоходных компаний в 2018 году, - заявил руководитель Росморречфлота Юрий Цветков.

Грузопотоки на Севморпути растут рекордными темпами

По его данным, перевалка грузов в речных портах за прошлый год составила 126,5 миллиона тонн, или 91,5 процента к соответствующему периоду 2017 года. Основная доля перевозок приходилась на Волжский бассейн - 35,4 процента. Для сравнения: в Азово-Донском пути - 10,6 процента.

Зато теперь экономика речных регионов в большом выигрыше. Некоторая активизация, правда, наметилась еще в прошлом году, когда грузооборот морских портов России увеличился на 3,8 процента по сравнению с 2017 годом и составил 816,5 миллиона тонн. Увеличение объема перевалки сухогрузов обусловлено ростом перевалки угля на 4,4 процента (161,4 миллиона тонн), грузов в контейнерах - на 11,1 процента (53,6 миллиона), зерна - на 16,3 процента (55,7 миллиона тонн), сообщают в Федеральной таможенной службе. Рост отмечен во всех направлениях: в экспорте, импорте, транзите и каботажных перевозках.

Во Владивостоке начался сезон морских круизов

Как говорят эксперты, речные перевозки вообще станут одной из самых прибыльных отраслей на юге. В прошлом году морской порт Азова увеличил экспорт в 1,6 раза. В основном это связано с запуском в Азовском районе нового терминала по перевалке сельхозпродукции международной компании Louis Dreyfus. Одна из стратегических задач региона на ближайшие 5 - 10 лет - удвоение портовых мощностей (до 80 миллионов тонн), в том числе и за счет инвестиционных проектов. Поэтому в Ростовской области разработаны проекты строительства четырех портовых терминалов на общую сумму 4,8 миллиарда рублей. Они были представлены на инвестфоруме в Сочи.

Речь идет о портовом терминале компании "Промэкспедиция" (объем инвестиций - 2 миллиарда рублей), зерновом терминале агрохолдинга "Степь" в Азове (вложения инвестор оценил в 1,1 миллиарда), контейнерном терминале "Уют" (1,1 миллиарда) и Морском зерновом терминале в Таганроге (680 миллионов рублей). Агрохолдинг "Степь" строит зерновой терминал в Азове, сейчас ведется проектирование объектов и подготовительная работа на площадке. Морской зерновой терминал появится в два этапа. Сначала построят первый причал протяженностью 161 метр, а затем второй, 237 метров. Мощность перевалки составит 270 тысяч тонн зерновых в год. Окупить вложения собственники компании надеются в течение четырех лет.

Тем временем

По данным ученых Южного научного центра РАН, Дон стал по-настоящему полноводной рекой впервые за 11 последних лет. Как сообщил представитель ЮНЦ РАН, теперь улучшатся условия для воспроизводства рыбных ресурсов, судоходства, сельского хозяйства, снизится уровень загрязнения в Дону и Волге. Прошлой весной восточный ветер, который выдувал воду из Дона в Азовское море, позволил не допустить серьезного разлива, в то же время живительная влага заполнила прибрежные нерестилища и впервые за долгие годы возникли благоприятные условия для размножения донской сельди, тарани и леща.

Водный транспорт Волгоградская область Астраханская область Ростовская область Юг России