Вместо деклараций Мнучин направил конгрессменам письмо, где назвал запрос "беспрецедентным" и сообщил, что сначала проконсультируется с министерством юстиции о его законности. Глава минфина подчеркнул, что попытка законодателей получить доступ к налоговой отчетности президента вызывает серьезные вопросы о том, насколько такие следственные полномочия соответствуют конституции и прописанным в ней правам граждан США. Ранее Мнучин пообещал дать ответ на запрос из нижней палаты в соответствии с нормами законодательства, но отказался уточнить, предоставит ли в конечном итоге налоговую отчетность главы государства. По его словам, он не обсуждал эту тему лично с Дональдом Трампом.
Инициатором запроса стал глава бюджетного комитета палаты представителей Ричард Нил. Он ссылается на пункт налогового кодекса, якобы предоставляющий комитету полномочия по надзору над налоговыми выплатами президента. История с налоговой декларацией Трампа продолжается не первый год. Политические конкуренты требуют от него опубликовать свою отчетность еще со времен предвыборной гонки в 2016 году. Тогда Трамп в какой-то момент пообещал сделать это, но позже передумал, и с тех пор регулярно отвечает отказом, ссылаясь на то, что проходит налоговую проверку.
Формально законы США не обязывают Трампа публиковать данные о своих налогах. Тем не менее американская политическая этика превозносит транспарентность процессов во власти в качестве одного из столпов демократии, а потому обнародование декларацией кандидатами в президенты стало прочно укоренившейся нормой. В 70-х годах прошлого столетия в рамках следствия по делу "Уотергейт" выяснилось, что президент Ричард Никсон весьма ловко уходил от налогов, за что ему позже выставили счет почти на полмиллиона долларов. С 80-х все без исключения выдвиженцы от обеих основных партий в президенты США публиковали свои налоговые декларации, кто добровольно, а кто под нажимом общественности.
Трамп стал первым исключением. Он ограничился заполнением документа с перечислением своих активов, что требуется законом, но не более того. Упорство, с которым Трамп отказывается раскрыть свои налоги, вызывает вопросы. В других ситуациях президент не раз приветствовал прозрачность. Например, когда один из его сыновей опубликовал полную переписку по одному из эпизодов расследования о "российском влиянии". Или когда генпрокурор США Уильям Барр недавно заявил о намерении предать гласности доклад спецпрокурора Роберта Мюллера о расследованиях в отношении предвыборного штаба Дональда Трампа. В последнем случае глава Белого дома возражать не стал, подчеркнув, что "скрывать ему нечего". Но когда речь заходит о налогах, Трамп непреклонен.
Налоговая декларация позволяет получить более детальную картину активов того лица, которое ее заполняет, выявить возможные попытки махинаций с целью снижения суммы налогов, а также суммы на благотворительность.
Ранее в прессу попадали отдельные финансовые досье на бизнес-империю Трампа, из которых следовало, что тот активно использовал всевозможные лазейки и схемы банкротства для сокращения суммы налоговых отчислений, но о существенных нарушениях американского законодательства речи не шло.
Что касается законности запроса демократов, то единого мнения среди экспертов на этот счет нет. Возможно, закон дает право конгрессменам в рамках закрытых слушаний ознакомиться с налоговой документацией. Но, учитывая сегодняшние политические реалии Вашингтона, не приходится сомневаться, что спустя минуты демократы "сольют" этот конфиденциальный документ на первые полосы газет и попробуют использовать его в политических целях против неугодного им президента, как уже безуспешно пытались раскрутить дело спецпрокурора Роберта Мюллера о несуществующем сговоре с Россией. Поэтому, как отмечают специалисты, запрос демократов, скорее всего, спровоцирует судебное разбирательство, которое растянется на месяцы, если не годы.
В таком замороженном состоянии эта тема не представляет большой политической угрозы для главы Белого дома. Его конкуренты активно пытались разыграть карту финансовой нечистоплотности Трампа во время прошлой предвыборной кампании, но американские избиратели эти потуги проигнорировали.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"