Дискуссия началась с обсуждения директивы Евросоюза об авторском праве, одобренной Европарламентом в сентябре 2018 года. Как рассказал Фолькер Грассмук (Volker Grassmuck), европейская директива создает юридическую неопределенность не только для различных онлайн-платформ, размещающих контент, но и для простых пользователей. Она ставит заведомо невыполнимые условия, считает Грассмук. "К примеру, директива обязывает контент-платформы, в том числе социальные сети и YouTube, вести диалог с каждым автором по поводу каждого произведения. Чтобы снять с себя ответственность, платформа должна иметь лицензию на любой контент, публикующийся на ней, будь то музыка, фото или видео".
Директива об авторском праве пытается регулировать всех интернет-пользователей, однако совершенно не учитывает их интересы. Сотни тысяч граждан Евросоюза обеспокоены действиями политиков. "Европарламент сейчас похож на двоечника, который пытается уговорить законы физики работать не так, - заявил исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов. - Современное авторское право должно быть эффективным, но реалистичным. Необходимо, чтобы новые законы решали проблемы сегодняшнего дня, а не те сложности, с которыми сталкивались деятели прошлого".
Российское законодательство в области авторского права принципиально отличается от новой европейской директивы. Как отметил президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский, только отечественное законодательство вводит понятие открытых лицензий в основном кодексе. Такой вид лицензий предполагает передачу от правообладателя пользователю права на изучение, копирование и использование произведения в любых целях. "Для того, чтобы практика открытых лицензий процветала, мы используем концепцию ноосферы Вернадского. В качестве идеала мы видим информационную оболочку, к которой все имеют доступ на тех или иных основаниях. Сейчас на платформе находится почти 1 600 000 произведений". Однако ни российское, ни европейское законодательство пока не приблизились к решению проблемы сиротских произведений. "Чтобы вы понимали масштаб проблемы, три четверти всех литературных произведений, выпущенных в России в ХХ веке - сиротские. У них нет правообладателя, но использовать их без соответствующего разрешения от владельца нельзя", - заявил Иван Засурский.
"В полной мере ни одно государство не приблизилось к пониманию, что делать с авторскими правами", - констатировала вице-президент по науке и инновациям Федерации интеллектуальной собственности Екатерина Чуковская. "Право всегда догоняет технологию, и тенденция унификации объектов требует и унификация подходов". В завершение дискуссии Чуковская анонсировала, что для определения единого подхода к вопросам интеллектуальной собственности будет проведено исследование авторского права в различных странах мира.