В Манеже честно признаются, что этим проектом гордятся. Еще бы: три сотни экспонатов, которые предоставили 23 музея и 30 частных собраний (Третьяковская галерея ради выставки даже сняла кое-какие шедевры с постоянной экспозиции), да и сама тема впервые представлена так широко и полно.
На работу над "Жизнью после жизни" ушло полтора года. И это объяснимо: редко какой художник не задавался вопросом "что дальше". На выставке гости увидят работы только петербургских мастеров. И каких! От Карла Брюллова до Марка Шагала, от Василия Сурикова до Николая Рериха, от Виктора Васнецова до "Митьков" и Михаила Шемякина.
- Хотелось бы, чтобы выставка была эмоциональной. Мы понимаем, что к этой теме многие относятся настороженно, со страхом. Но ощущения эти естественны, так как заложены в каждом из нас с рождения, и именно это придает больший смысл всей нашей жизни, - отметил на открытии директор Манежа Павел Пригара.
И если смерть - это страх, то бессмертие - уже надежда. Двойственную природу демонстрируют и сами экспонаты. Самый ранний датирован 1725 годом - это посмертная маска Петра I. Еще здесь можно увидеть слепок фигуры мертвого моряка, которого в 1836 году у набережной Академии художеств обнаружил скульптор Петр Клодт и сделал точную копию. И то, и другое, обращают внимание музейщики, представляет собой анатомию смерти.
Но дальше пугающая реальность размывается: с буквально падающих стен выставочного зала на гостей смотрят светящиеся лики ангелов, мистические врата словно в известном "сумрачном лесу" Данте, Харон, перевозящий души умерших через реку Стикс, персонажи русских сказок...
То, что за чертой, для художников гораздо интереснее, и в этом неизведанном пространстве фантазия каждого мастера разыгрывается по-своему. От переживания потери, героизма и преодоления до волшебных образов, осмысляющих главную тайну человечества. Подчеркнуть загадочность темы призваны важные составляющие концепции выставки: фортепианные и электронные мелодии, написанные композитором Мишей Мищенко, и витающая в воздухе парфюмерная композиция вымышленного цветка.
Главной же задачей кураторов было находить "рифмы" между работами разных мастеров и разных лет, чтобы выставленные в одном блоке они представляли собой некую законченную историю. Что-то перекликается по цвету, что-то по пластике героев. И неожиданно в этом соседстве хорошо знакомые многим шедевры открылись совершенно в новом свете.
- Задача экспозиции как раз в том, чтобы выстроить внутренний диалог между художественными произведениями и дать возможности зрителю воспринять размышления художников. А смысл этих сочетаний каждый найдет для себя сам, - говорит куратор проекта Елизавета Павлычева.
"Жизнь после жизни" будет открыта для посетителей до 22 мая. Все это время практически каждый день будут проходить мероприятия дополнительной программы: концерты, круглые столы, кинопоказы и презентации книг.