Нужны ли авторские права дизайнерам, где границы плагиата и творческого прогресса и что является интеллектуальной собственностью в комплексном проекте − все это обсудили президент Союза дизайнеров России Виталий Ставицкий, генеральный директор Nasonov Design Werke, преподаватель МГХПА им. С.Г. Строганова Илья Насонов, доцент МГХПА им. С.Г. Строганова, кандидат юридических наук Константин Марков, генеральный директор ibscosalt.com Илья Арестов, куратор курса "Дизайн в интерактивной среде" Британской высшей школы дизайна Дмитрий Карпов, директор креативного агентства "МастерУм” Алексей Иванов, руководитель дивизиона разработки программного обеспечения ГК "НЕОЛАНТ" Игорь Кузьмичев и управляющий̆ партнер и креативный̆ директор Ampersand.fm Талли Кельми.
Генеральный директор Nasonov Design Werke, преподаватель МГХПА им. С.Г. Строганова Илья Насонов начал дискуссию с вопроса о том, нужно ли дизайнерам в принципе защищать свой контент, и если нужно, то на каких основаниях и как. По мнению эксперта, сложность заключается в том, что дизайнеры часто сталкиваются не с конкретными случаями плагиата, а с частичными заимствованиями, доработками оригинальных проектов, итерациями известных идей. Здесь авторам нужно решить, что для них важнее − их идея или ее реализация. "На самом деле, всем художникам хочется даже не денег − им хочется, чтобы их фамилию не забыли. Самая актуальная проблема для всех дизайнеров − чтобы при перепосте контента с хостинговых платформ не терялся первоисточник", − добавил эксперт.
С правовой точки зрения, как считает доцент МГХПА им. С.Г. Строганова, кандидат юридических наук Константин Марков, есть существенная разница между охраной прав и их защитой, однако творческие идеи не нуждаются ни в том, ни в другом. "Идеи не охраняются авторским правом, потому как не имеют границ. Сколько хотите пользуйтесь идеями, но реализуйте их через свое сознание, через свое творчество".
"Для правовой охраны большого комплексного проекта необходимы меры цифровой и даже физической безопасности", − отметил генеральный директор ibscosalt.com Илья Арестов. "Творческий процесс, как и большая часть всей нашей деятельности, в настоящее время переводится в цифровой формат. Соответственно, возникает ряд очевидных и неочевидных угроз, связанных с этим". Эксперт отметил важность контроля как за физическим рабочим местом, так и за каналами взаимодействия с заказчиком и исполнителями, сетевыми ресурсами, обменом и хранением информации.
Об использовании публичности как инструмента защиты авторских прав рассказала управляющий партнер и креативный директор Ampersand.fm Талли Кельми. "Авторское право − это возможность человеку занять место, принадлежащее ему, сделать так, чтобы с ним считались. Без агрессии и негатива, а с возможностью услышать отклик от общества, дать людям решить − достоин ли автор места".
Эффективность "неправовых", в частности, репутационных способов защиты авторских прав подтвердил куратор курса "Дизайн в интерактивной среде" Британской высшей школы дизайна Дмитрий Карпов: "Если вас обманули, обокрали и забрали часть вашей собственности, сделайте так, чтобы они заплатили. Это не обязательно юридическая тяжба, потому что именно в этой плоскости бывает сложно. Любому творческому человеку скандал о том, что у него украли, выгоден в медийном пространстве".
В ходе дискуссии эксперты также затронули вопросы применения авторского права к сложным IT проектам на примере BIM - информационной модели объекта.