Модераторами сессии выступили директор Центра юридических технологий, директор по акселерации Фонда "Сколково" Антон Пронин и руководитель проекта IPEX Артем Товбин.
Генеральный директор лейбла StartUp Music Валерий Дробыш рассказал, что документооборот в музыкальной индустрии очень нуждается в упрощении. "К нам приходят молодые авторы, которые не понимают, как можно что-то залицензировать и что такое договор. Темп в музыкальном бизнесе увеличился, и бывает так, что музыканта забирает другой лейбл, если мы сегодня не заключили с ним контракт. Часто я сталкиваюсь с тем, что музыканты не хотят давать мне свои паспортные данные и реквизиты банка. Такие просьбы их настораживают, им проще тыкнуть пальцем, а не изучать содержание бумаг", - сказал Дробыш.
Основатель "Карамба ТВ" Михаил Орлов рассказал, что авторы часто присылают ему чужие видеоролики, поэтому производителям визуального контента не хватает платформы, которая бы справилась с регуляторикой интеллектуальных прав. "По контент-ID может прилететь претензия. Представьте усилия целой команды: операторы, дизайнеры, монтажеры. Выкладываем ролик, а он не монетизируется. Считай, поработали бесплатно. Доказать авторство крайне сложно. Даже если пользователь выложил ролик на своем канале, это не значит, что он является автором", - сказал Орлов.
Вице-президент Ассоциации IPChain по правовым вопросам Ирина Яковлева напомнила, что сеть IPChain дает возможность регистрировать права на объекты интеллектуальной собственности и заключать сделки в цифровой среде. Практика применения этой и других цифровых технологий может стать полезным кейсом для законодателей. "Пока "поколение большого пальца" не знает, как прочитать документы, наш президент в послании Федеральному собранию сказал, что нужно создавать правильную среду для цифровой экономики. То есть даже он задумывается, как юному рэперу жить и работать в этом сложном технологическом мире. В марте этого года приняли прорывной закон о цифровых правах, где говорится, что обладатель цифрового права может распоряжаться им в информационных системах. Также сейчас на законодательном уровне прорабатывают вопрос о статусе распределенных реестров. То есть государственные органы пытаются понять, могут ли они использовать блокчейн и другие реестры. Регуляторика всегда будет чуть запаздывать и не сможет идти в ногу со временем, потому-то технологии опережают право. Рынок абсолютно спокойно может уходить в цифровую среду уже сейчас", - заявила Яковлева.
Президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский напомнил, что к 2025 году в России должны появиться генетические паспорта, а значит, с учетом появления все более портативных и быстродействующих ДНК-анализаторов проблема идентификации при цифровых сделках будет решена совсем скоро.
Главный редактор kino-teatr.ru, директор по развитию "МирТесен. Кино" Жан Просянов рассказал, что создателям веб-сериалов также нужна комплексная система, которая даст возможность регулировать авторские права. "Мы можем договориться с YouTube и Instagram, но цифровые среды появляются быстрее, чем мы успеваем их догонять. И каждая новая среда генерирует новые правила. Веб-сериалы - это контент дороже блогерского, но дешевле "Игры престолов". Наша голубая мечта - получать часть выручки от подписок. Но нам, онлайн-кинотеатрам, очень сложно выживать, потому что наш контент копируется на другие цифровые площадки. Нам нужен некий универсальный ID", - заявил Просянов.
По словам Товбина, идентифицировать авторов на любых цифровых площадках в скором времени можно будет при помощи сервиса IPEX. "На инфраструктуре IPChain выстраиваются сервисы, которые решают все наболевшие проблемы, связанные с технологиями. Уже в продакшен находится сервис IPEX. Надеюсь, он появится в сентябре. IPEX как биржа интеллектуальной собственности дает правообладателям и покупателям очень понятный инструмент для заключения любых юридических сделок. На базе IPChain можно проводить любые юридические сделки, в IPEX мы фиксируем их простой электронной подписью, и они приобретают юридическую силу", - заявил Товбин.
Орлов назвал себя потенциальным пользователем IPEX и сказал, что биржа, вероятно, поможет ему решить часть проблем с идентификацией правообладателей. На вопрос Орлова о том, будет ли существовать система контент ID в IPEX, Товбин ответил положительно и подчеркнул, что в тестовом режиме биржа уже работает с аудиовизуальным контентом. С текстами IPEX будет работать в партнерстве с сервисом "Антиплагиат", а с 3D-объектами - вместе с Санкт-Петербургским политехническим университетом.