К протесту горожан подтолкнуло отчаяние: старики и дети из-за рева двигателей не могут по ночам заснуть. Мотоциклисты же против запретов. Байк, говорят они, такое же средство передвижения, как и машина. Традиция собираться именно на Воробьевых пошла еще с советских времен. Здесь мотоциклисты знакомятся, общаются, хвалятся байками и умением езды, делятся советами, строят новые любовные и дружеские отношения. Это место как байкерскую выставку знают туристы со всей России и специально приезжают на смотровую "потусоваться" среди разношерстной публики на двух колесах. Так почему же из-за отдельных любителей "громких понтов" должны страдать все, говорят москвичи?
"Мы не предлагаем запретить байкерам собираться на смотровой площадке, - рассказала "РГ" одна из инициаторов сбора подписей, представитель совета дома N 34 на Ленинском проспекте Елена Миль. - Понимаем: это традиция. Мы и сами туда ходим, показываем мотоциклы детям. Но маршрут туда не должен проходить вдоль жилых домов". Проблема в том, что на улице Косыгина есть длинная прямая. Здесь байкеры любят погазовать на светофорах, просто погонять. Но выплеск адреналина у них происходит за счет нервных клеток местного населения.
В Центр организации дорожного движения письма жителей улицы Косыгина поступают уже пачками. В них жалобы на шум от мотоциклов, рассказал начальник ситуационного центра ЦОДД Александр Евсин. Горожане предлагают повесить в их районе знак "Движение мотоциклов запрещено" с 22.00 до 8.00. "К этим требованиям присоединяются жители Ленинского проспекта и Вернадского, - добавляет Евсин. - Они также просят любой ценой восстановить покой". Основная проблема, говорит глава подразделения ЦОДД, прямоточные глушители на мотоциклах, не предусмотренные конструкцией. Именно из-за них мы и слушаем этот ужасающий звук летними ночами. "Прямоток - один из атрибутов тюнинга, - поделился с "РГ" мастер одной из гаражных СТО в районе Бибирево Александр Матутин. - С таким устройством двигателю проще избавляться от выхлопов, он развивает большую мощность". Одни байкеры ставят прямоток ради безопасности: громкий выхлоп должен быть слышен автомобилистам. Он подскажет: где-то рядом мотоцикл, посмотри в зеркало! Но появляется в мастерской немало персонажей, продолжает Матутин, которые сознательно хотят пошуметь погромче. Ставят для этого прямотоки за 2,5 тысячи долларов. Это и есть "понты", от которых устали жители Москвы.
В ГИБДД есть нормы по уровню шума. Мотоцикл с прямотоком в Москве практически невозможно поставить на учет, жалуются байкеры на интернет-форумах. Инспекторы требуют завести байк и сертифицированным прибором замеряют децибелы. Если перебор - байкера разворачивают. Ездить на мотоцикле, который не стоит на учете, нельзя. В результате, сетуют представители громкого сообщества, невозможно пройти и техосмотр. Впрочем, многие придумали разные "приблуды", которые временно заглушают рев. Мы не будем публиковать эти "лайфхаки", чтобы не рекламировать их. Чаще всего владельцы байков, обожающие шумные гонки, просто откручивают спортивный глушитель и вешают стандартный перед поездкой в автоинспекцию.
Что грозит шумным байкерам на дороге с точки зрения закона? Да практически ничего. Мотоциклисты-форумчане признаются, что чаще всего "гаишники" составляют протоколы по статье 12.5 КоАП - "Управление транспортным средством при наличии неисправностей". Если попался в первый раз - можешь отделаться предупреждением. Постоянно нарушаешь? Получишь... 500-рублевый штраф. Надо ли объяснять, что это гроши для тех, кто может себе позволить мажорный тюнинг? А что касается шума, то его еще надо суметь замерить. В пресс-службе департамента природопользования и охраны окружающей среды эксперты "Мосэкомониторинга" действительно выезжают по подобным заявкам. Но конкретно с улицы Косыгина их не поступало. А даже если и поступят, то исследование вряд ли выявит конкретный мотоцикл, нарушающий спокойствие людей, а значит, штраф выставить будет некому.
Тем временем в сотнях домов на юго-западе Москвы не могут найти покой тысячи жителей. И это не только нувориши, купившие квартиры в престижном районе за сумасшедшие деньги. Страдают множество пожилых людей - ученых, конструкторов, инженеров, получивших тут жилье в советское время. Не могут спокойно уложить малышей и молодые родители. Рев байков и нормальная жизнь не совместимы.
Пока власти официально не ответили на запросы москвичей, будет ли ограничено мотодвижение на ряде улиц. Александр Евсин из ЦОДД уверен, что для решения проблемы нужно только одно: системная борьба с шумом. Стоит регулярно начать проводить рейды, наказывать ревущих станут чаще, и даже по 500 рублей в день - тоже деньги. Глядишь, и покоя в Москве станет больше. Тем более что информация о возможных запретах уже пошла по соцсетям и вызвала эмоциональную бурю. Кто-то из байкеров сгоряча предложил даже переселить народ с Косыгина в какой-нибудь тихий район куда подальше... Но организованные байкерские сообщества, даже не согласные с возможными ограничениями, против таких "понтов".
"У нас есть клуб BMW, где собираются довольно зрелые и солидные любители мотоцикла, - отметила руководитель проектов "Русского АвтоМотоклуба" Ольга Мальцева. - Есть владельцы Harley, Honda и многих других брендов. Между клубами часто проводятся различные мероприятия, турниры, и все шумные встречи проходят в стороне от мирной жизни граждан, на закрытых или удаленных территориях". Впрочем, говорит Ольга, до этих мест еще надо добраться. А путь-то все равно лежит через город.
Тем временем активисты с Ленинского проспекта уверены, что оптимальное решение проблемы - просто изменить привычный маршрут байкеров до Воробьевых гор. То есть запретить ночное движение мотоциклов по улице Косыгина и поставить посты ГИБДД. Любители байков вполне могут добраться до Горы (как в клубах называют смотровую площадку) по другим улицам. Официального ответа жители пока не получили. В свою очередь, глава комиссии Мосгордумы по экологии Зоя Зотова увидела еще один способ решения проблемы. "Думаю, замеры "Мосэкомониторинга" могут быть эффективны, - отметила она. - Если там действительно сильно превышены нормативы по шуму, то вдоль жилого квартала можно будет установить защитные экраны".
Открытие мотосезона - 3 мая
Официальное начало мотосезона станет праздником городского масштаба. Более того, фестиваль мотокультуры продлится целых два дня. Центральным событием станет парад мотоциклов. Колонна байкеров стартует с проспекта Академика Сахарова и проедет по Садовому кольцу. Множество мероприятий (в том числе и трюковые выступления) состоятся как раз на смотровой площадке на Воробьевых. Власти таким образом напоминают: к соседству с мотоциклами и автолюбителям, и пешеходам нужно привыкать. И те, и другие, и третьи - обычные люди.