С новым годом!
В Курской области к дорожному сезону нынешнего года стали готовиться еще в прошлом октябре. Врио главы региона Роман Старовойт объявил 2019-й Годом дорог, заметив, что курские трассы ждут кардинальные перемены. Правда, до будущей зимы весь необходимый объем попросту не осилить, и эксперты отрасли отмечают: "Год" растянется минимум на пятилетку.
За последние годы, несмотря на строительство новых трасс и реконструкцию действующих, значительные объемы дорожного полотна пришли в негодность. Сейчас протяженность трасс, которые требуют ремонта, составляет 4,6 тысячи километров, и чтобы хоть как-то поддерживать их в приемлемом состоянии, ремонтировать нужно не менее тысячи километров в год. Еще одна проблема - состояние мостов и других инженерных сооружений. В области 57 мостов и путепроводов в предаварийном состоянии, а еще семь - в аварийном. 95 процентов трасс в регионе не освещено, а это, по мнению экспертов, - одна из главных причин ДТП. Впрочем, фонари вдоль дорог, по курским меркам, почти роскошь: ведь около 600 сел и деревень здесь все еще связаны между собой обычной грунтовкой. То есть в распутицу, можно сказать, отрезаны друг от друга.
Роман Старовойт уточнил, что в минувшем году на дорожную отрасль в Курской области выделили лишь 20 процентов средств от норматива.
- Такая ситуация складывается не только здесь, - подчеркнул врио главы региона. - Я знаю субъекты, в которых на поддержание дорог выделялось только 14 процентов от предусмотренных нормативами средств, - добавил он.
В нынешнем году дорожный фонд Курской области вырос до 7,6 миллиарда рублей - это на 40 процентов больше, чем в прошлом. Весомее стала и федеральная поддержка - два миллиарда рублей, что в четыре раза выше, чем годом ранее. Примечательно, что в дорожный фонд вошли средства, выделенные по самым разным программам, например, таким как "Ипотека и арендное жилье" и "Развитие сельского хозяйства".
- Не стоит этому удивляться, - заметил Роман Старовойт. - За эти средства будут построены дороги на проспекте Плевицкой в Курске (новый микрорайон. - Прим. "РГ"), а также дороги к тем населенным пунктам, куда раньше вели только грунтовки. Более четырех миллиардов рублей пойдет на региональные дороги и 640 миллионов - на местные. По проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги" выделено более полутора миллиардов рублей. Срок его реализации рассчитан до 2024 года. В результате доля региональных дорог в нормативном состоянии увеличится до 51 процента, а автотрасс Курской агломерации - до 85 процентов.
Техника и технологии
В этом году дорожники возьмутся за то, что просто нельзя не сделать. В будущем - приступят к ремонту и реконструкции мостов, затем станут строить и ремонтировать второстепенные трассы. Но чтобы осуществить все эти планы, нужно постараться - несмотря на увеличение финансирования, денег может не хватить.
- Стоимость строительных материалов выросла, - констатирует Роман Старовойт. - Битум - на 26 процентов, каменный материал - на 50 и более. Это один из вопросов, который будет поднят на президиуме госсовета, к коему мы сейчас готовимся. Ресурсообеспеченность всего проекта "Безопасные и качественные автодороги" - вот что в первую очередь волнует и дорожников, и нас, пользователей этих трасс. Подрядчикам впервые будет позволено заключать трехлетние контракты. Раньше им приходилось каждый год участвовать в торгах, ждать, пока они завершатся, и только потом - уже в июне - приступать к работам. Нововведение позволит нам и сократить время ожидания, и снизить стоимость материалов.
И строительные материалы, и техника будут дорожать, однако новые технологии позволяют сделать так, чтобы расходы на дорожную отрасль были более эффективны.
- Например, проекты сельских дорог не совсем современны, - рассуждает врио губернатора. - Зачем в селе из 50 домов, где мало машин и два раза в день проезжает школьный автобус, строить двухполосную трассу? В Татарстане так не делают. Там укладывается асфальт четыре метра шириной, а потом - в зоне видимости - разъездные карманы. И мы тоже будем использовать подобного рода приемы. К тому же все, что сегодня строится, будет иметь 12-летний межремонтный срок. Пока же использовались технологии с четырех-пятилетним сроком. Мы надеемся, что дорожный фонд области будет постепенно увеличиваться - за счет зачисления в него акцизов.
Штрафы и культура
В Белгородской области тоже строят большие планы - на дорожную отрасль здесь выделено свыше 17 миллиардов рублей. Только в этом году намерены построить более 250 километров трасс. Как сообщил руководитель профильного департамента Евгений Глаголев, в нынешнем году завершится масштабная программа развития транспортной инфраструктуры. Оценить объективно объем инвестиций сегодня не представляется возможным - за это время цены на строительные материалы и услуги подрядчиков стремительно росли. Сегодня все значимые районные центры соединены между собой четырехполосными трассами.
Обустройство остановочных комплексов, пешеходных зон, озеленение - все это выполняется по единым стандартам. И представители дорожной отрасли, и муниципальные чиновники признают - так проще. Сегодня дорожники пришли в новые микрорайоны индивидуальной застройки. Там, где уже возведены коммуникации, укладывают асфальт.
Однако и в относительно благополучном регионе есть свои проблемы. Предприятия АПК дают колоссальную нагрузку на транспортную сеть: большегрузы с животными и комбикормами курсируют по области каждый день. Евгений Глаголев отмечает, что именно это подтолкнуло к созданию нескольких весовых платформ.
- Ежегодный ущерб от грузовиков оценили минимум в пять миллиардов рублей, - рассказал он. - Решая эту проблему, мы создали региональную сеть из шести комплексов автоматического взвешивания. С владельцев перегруженных машин уже собрали в бюджет 150 миллионов рублей, и еще такая же сумма находится в исполнительном производстве. При этом столкнулись с тремя проблемами. Первая - закрытые номера, вторая - объезд по другим дорогам и третья - качество взвешивания.
Для их решения пришлось массово внедрять новые технологии. Сегодня устройства способны определить владельца авто даже с заклеенными номерами, а затраты на установку ограничителей на обочинах себя оправдали - теперь пункт весового контроля не объедешь.
- Интеллектуальные транспортные системы - очень перспективное направление, - считает руководитель "Фабрики информационных технологий" Федор Жерновой. - Они должны работать так, чтобы человек понимал: проще быть законопослушным. Пусть его налоги идут на строительство дорог, а не на установку новых камер.
Открыли карту
В Воронежской области на восстановление и строительство автомобильных трасс направят рекордную сумму. Объем дорожного фонда - почти 15 миллиардов рублей. В последние годы таких средств собрать не удавалось. Власти уже заявили, что по сравнению с 2018-м объем работ вырастет в 2,8 раза, до 490 километров.
Как рассказал руководитель департамента дорожной деятельности Воронежской области Максим Оськин, к началу апреля уже удалось устранить локальные дефекты полотна на 315 участках. Заключены госконтракты на выполнение основных объемов ремонта.
- Совместно с подрядчиками проводим лабораторные испытания материалов и асфальтобетонных смесей, чтобы затем согласовать их составы, - добавил Оськин. - В ряде случаев были выявлены недостатки, касавшиеся качества составов и технологического оборудования для их выпуска. Сейчас эти недостатки устраняют.
Подрядчики будут использовать главным образом технологию холодного ресайклинга. Она позволяет выполнить ремонт, по качеству сравнимый с капитальным, но за гораздо меньшие деньги.
Особое внимание уделят дорогам местного значения - на них из областной казны выделено 2,1 миллиарда рублей. О том, как лучше использовать эти деньги, муниципальные чиновники стали думать еще в прошлом году. Для наглядности все дороги, а также улицы райцентров и поселений Воронежской области нанесли на интерактивную карту градостроительной деятельности - в виде дополнительного слоя. Ресурс позволяет быстро найти информацию обо всех проездах и их физическом состоянии, чтобы выбрать объекты для ремонта.
Воронежский губернатор Александр Гусев обратил внимание на то, что у жителей малых городов и сел может возникнуть ревность к соседям, которым дороги починили раньше. Поэтому он предложил местным чиновникам исходить из того, что сумма расходов на ремонт трасс в ближайшие три-пять лет не уменьшится, заранее определить очередность работ и в случае недовольства давать обоснованные обещания.
По словам Максима Оськина, в этом году на дорогах регионального значения появятся первые три пункта весового габаритного контроля транспорта, работающие в автоматическом режиме. Это позволит исключить "человеческий фактор" в вопросе, от которого напрямую зависит качество полотна.