Такая перспектива возникла в связи с отзывом лицензий. По словам предпринимателя, их лишились "самые мощные". А те, что остались с разрешением на добычу, просто не смогут вытянуть такие объемы. Хотя у его организации лицензия сохранилась, но последнюю тысячу тонн песка уже вывезли на строительство мостового перехода, и "больше в городе намытого и насеянного песка нет". Причина - в бюрократических нестыковках.
- Раньше мы хотели перевести земли карьеров из сельскохозяйственных в промышленные, но нам отвечали, что в этом нет необходимости, - рассказал бизнесмен на круглом столе в Вятской ТПП, посвященном развитию минерально-сырьевой базы в сфере недропользования на территории Кировской области. - И вдруг в эту зиму с нас резко затребовали, чтобы мы подали такие заявки. Но государственные органы делают эту процедуру медленно, а наш бизнес сезонный, намыв песка идет только летом, и зимой ему должны предшествовать вскрышные работы, которые нельзя делать без лицензии. А ее отзывают, поскольку земли не переведены в промышленный статус.
По словам Сергея Савиных, это может привести не только к нехватке песка для кировских строителей, но и к ликвидации предприятия. Если оно пропустит хотя бы один сезон, лишится специалистов, а на них большой спрос в других регионах. Не говоря уже о том, что область лишится части налогов. По мнению Савиных, если ситуация не изменится, в этом году сложно будет набрать даже половину предыдущих сумм.
Но заместитель министра охраны окружающей среды Кировской области Ольга Женихова видит ситуацию иначе. По ее данным, из реально работающих предприятий лицензии лишились всего три. Все они жестко нарушали условия пользования недрами. Остальные, не дожидаясь потери разрешения, быстро устраняли нарушения. В целом же, заявила она, ситуация с добычей полезных ископаемых в регионе далека от идеальной.
- Есть лицензии, которые были получены 10 лет назад, но добычи по ним нет до сих пор. В результате доходит до того, что право на их переоформление продают на популярных сайтах объявлений, - привела вопиющий факт Ольга Женихова. - Или есть лицензия, добыча песка ведется, а у предприятия, кроме лицензии, вообще ничего нет - ни людей, ни техники. Приезжает покупатель со своей техникой, выкапывает песок и увозит своим транспортом.
В итоге в пересчете на тонну добытого сырья область получает налогов намного меньше, чем соседи. Чтобы навести порядок в отрасли, сейчас в регионе создается маркшейдерская служба.
Для оценки масштаба потерь в прошлом году эксперты подробно изучали схемы реализации песка. Откуда он берется, какие цены, сколько всего сырья на рынке. Выявилось множество странных несовпадений в объемах. По словам главного государственного инспектора региона по охране окружающей среды Тимура Абашева, в области есть немало "черных копателей", которые незаконно добывают песок в лесу, а затем продают его под легальной лицензией официального предприятия. В частности, такой крупный канал сбыта удалось пресечь совместно с полицией в Слободском районе.
- Когда проанализировали поступившие налоги, выяснилось, что даже легальные предприятия занижают доходы в несколько раз, - говорит чиновник. - Они продавали песок на рынке своим фирмам-"прокладкам" по 30 рублей за тонну, с этой суммы и платились налоги, а та уже выставляла его на рынке за 150. После того как стали отзывать лицензии у таких фирм, результат оказался неожиданным. Хотя общее количество лицензий за год сократилось на треть, объем официально добытого и проданного на рынке по реальным ценам песка вырос почти на 28 процентов. Соответственно выросли и налоги.
Вместе с тем чиновник согласен, что часть претензий недропользователей, связанная с переводом земель в статус промышленного назначения, справедлива. Такие вопросы решаются сложно, что хорошо проиллюстрировала коммерческий директор одной из компаний Юлия Баранова. Лицензия на карьер была оформлена еще в 1987 году для завода, выпускавшего силикатные блоки. За прошедшее время земля многократно меняла свой профиль. В итоге пересечение положений Лесного кодекса на закон о недрах привело к тому, что региональный минлесхоз расторгает договор на использование земель.
- Раньше на этом участке был единый земельный отвод, - возмущается она, - а сейчас там и лесные насаждения, и земли сельхозназначения, и особо охраняемая территория. Такая вот "нарезка". В результате получается ситуация, когда лицензия есть, а земли по факту нет.
И у каждого ведомства - своя правда. Сейчас организация пытается решить проблему через суды. Но они идут долго, а уже надо вести вскрышные работы.
По ее мнению, чтобы решить проблему, необходимо межведомственное сотрудничество на всех уровнях. Ее поддержал директор другой компании Владислав Строганов:
- Ведомства, в том числе и федеральные, действуют разрозненно. Информация из центра о нововведениях в законодательство доводится медленно. Мы работаем по принципу "кто успел - тот среагировал".
Пока проблема не решена, предприниматель Сергей Савиных предложил пересмотреть затянутую по времени процедуру перевода земель и разрешить вести хотя бы подготовительные сезонные работы. Иначе есть реальный риск оставить без материалов строителей Кирова.