16.04.2019 11:41
Экономика

В Петербурге в 2019 году обустроят семь веломаршрутов

Создание комфортной транспортной инфраструктуры стало приоритетом стратегии развития Санкт-Петербурга
Текст:  Валерия Лозовская
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №83 (7841)
В Петербурге в 2019 году должны обустроить семь велосипедных маршрутов протяженностью 41,6 километра. Доступные сегодня 106 километров дорожек - только фрагменты веломаршрутов, которые еще предстоит соединить между собой. Как улучшить городские условия и что для этого нужно предпринять - эти вопросы обсудили участники IV Международного велоконгресса.
/ Евгения Новоженина/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Соединить линии

В Петербурге велодорожки пока не заключены в единую систему. Сегодня в этом состоит основное неудобство для велосипедистов. В центре города из точки А в точку Б добраться не составит труда: от станции метро "Спасская" легко можно доехать до "Чернышевской", вернуться на Невский проспект, через Дворцовый мост переехать на Васильевский остров или прокатиться по всей исторической части Петербурга. Но дальше пути обрываются.

В Петербурге открылась навигация по рекам и каналам

Большинство петербуржцев живут на окраинах, в спальных районах. Если в качестве средства передвижения горожане выбрали велосипед, их путь будет "тернист". Велополосы дальше центра города пока не организованы, а одновременное движение с автомобильным потоком может доставить велосипедисту серьезные затруднения. В прошлом году правительство города представило проекты веломаршрутов, проходящих вдоль Московско-Петроградской линии метро - от "Сенной площади" до "Купчино" и по Правобережной линии - по участку от "Александра Невского" до выезда из города. Пока проекты не реализованы, но первую велополосу вдоль синей ветки обещали построить уже к осени.

Выбранные улицы и проспекты боятся усекать в ширине - чтобы не спровоцировать увеличение пробок. Уменьшение тротуарной части также чревато "столпотворением" людей: проходимость возле каждой станции метро синей ветки, например, составляет около 20 000 человек в день. Решение для сложившейся ситуации предложило бюро Urban Analytic MLA+.

Специалисты посчитали перспективным обустройство набережных малых рек. Сегодня протяженность набережных в Петербурге составляет 125 километров. Около миллиона человек живут в десяти минутах от водоемов. При этом 25 километров набережных малых рек не имеют открытого доступа, а 40 заняты промзонами и гаражами.

На конец 2021 года протяженность веломаршрутов в городе должна составить 237,1 километра

Аналитики считают, что ситуацию можно изменить. Малые реки могут привлечь к езде на велосипедах тысячи людей: Смоленка, Черная речка, Охта, Муринский ручей, Оккервиль, Волковка текут по маршрутам "из периферии в центр" и связывают спальные районы со станциями метро и достопримечательностями.

Предъявите билет

Одной из самых надежных схем для велосипедиста, желающего добраться из спального района в центр, становится "велосипед плюс метро". Но здесь выявляется следующая "нестыковка": за провоз "двухколесного друга" в общественном транспорте нужно платить. Факт ежедневной двойной оплаты может серьезно ударить по карману и заставить человека отказаться от езды на велосипеде.

В каких районах Петербурга появятся социальные объекты

Многие петербургские велолюбители просят освободить их от лишних трат, оглядываясь на столицу. В Москве один пассажир может бесплатно провезти один велосипед на всех видах наземного городского пассажирского транспорта - в автобусах, троллейбусах и трамваях. Главное, чтобы габариты "железного коня" в сумме не превышали 150 сантиметров.

В Петербурге подобной инициативы пока нет. В этом году была разработана комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД). В том числе она подразумевала обустройство специальных багажников на наземном транспорте. Но пока документ носит лишь рекомендательный характер.

На конец 2021 года протяженность веломаршрутов в городе должна составить 237,1 километра. На Международном велоконгрессе отметили, что такая перспектива радует петербуржцев, но нельзя забывать и о текущих неудобствах, которые есть на уже имеющихся полосах.

Нарисовать разметку

Во-первых, большинство дорожек не отделены от проезжей части специальными оградительными столбиками. По этой причине автомобилисты зачастую игнорируют разметку и заезжают на "не свою" территорию. Но это еще полбеды: все велополосы, построенные до 2017 года, так или иначе расходятся с нормативными требованиями: нарушается геометрия движения, из-за неточностей на краях дорог скапливаются лужи, на пути встречаются опоры освещения и дорожные знаки, мешающие проезду.

Дело в том, что до 2017 года велоинфраструктура в городе создавалась без стратегии. Не было даже ответственного учреждения, которое отвечало бы за развитие. В 2017 году процесс "двинулся": Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга разработал схему развития сети веломаршрутов. При создании учитывались транспортные потоки велосипедистов.

Скорость внутри велозоны ограничена цифрой 20 километров в час. Это помогает создать комфортную среду для велосипедистов

Начальник сектора проектирования велодорожек ГЦУП Денис Миницкий сообщил, что толчком для серьезных изменений стали утверждение приоритетного проекта "Велосипедный Петербург" и включение задач по улучшению условий движения для велосипедистов в госпрограмму развития транспорта.

- Два года назад проектирование велодорожки занимало месяц-два, а строительство - два-три. Нетрудно догадаться, что не все инженерные и геодезические изыскания выполнялись. Также возникали проблемы с заполнением документов. Сейчас проекты имеют двухгодичное финансирование, проектирование занимает до девяти месяцев, а строительство - до шести. Все перечисленное повышает качество выполняемых работ, - утверждает эксперт.

Берегись автомобиля

Горожане также опасаются ездить по дорогам, где скоростной режим слишком высок, - это еще одна причина того, что сегодня на оживленных улицах в Петербурге редко можно увидеть велолюбителей. Но положительная тенденция есть.

В конце 2018 года в правила дорожного движения включили понятие "велосипедная зона". Согласно документу, начало и конец велосипедной зоны обозначаются специальными знаками. В этой площади велосипедисты "имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части".

Важно, что скорость внутри велозоны ограничена цифрой 20 километров в час. Это может создать по-настоящему комфортную среду для велосипедистов. Но пока в госстандарт, устанавливающий правила применения дорожных знаков и дорожной разметки, соответствующие изменения внесены не были.

Чего хотят велосипедисты

Сегодня максимальная интенсивность движения фиксируется на Литейном мосту: около 1500 велосипедистов в сутки - не слишком много для пятимиллионного города. При этом, по результатам опроса СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга", 72 процента петербуржцев считают приемлемыми поездки на велосипеде до 40 минут.

Город небезразличен к запросам населения и предпринимает попытки простимулировать рост показателей. Пока только в теоретическом плане. На прошедшем Международном велоконгрессе глава комитета по градостроительству и архитектуре представил пилотную концепцию веломаршрутов на Васильевском острове.

Названы самые популярные города для поездок на поезде

- Мы провели исследование, и оказалось, что от автомобильных дорог можно отрезать около 22 гектаров площади без ущерба для пропускной способности. 13 гектаров освободившейся территории будут использованы под сеть велосипедов, а оставшиеся девять - для организации парковочных мест, газонов, расширения пешеходных тротуаров, - рассказал главный архитектор Санкт-Петербурга, председатель комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Григорьев.

Проект надеются реализовать уже этим летом, но средств из бюджета на него пока не выделили. По словам Владимира Григорьева, затраты будут мизерными: нанять людей, соскоблить имеющуюся разметку, нарисовать новую, где нужно - поставить столбики. КГА верит, что для реализации подобного проекта бюджет могут перераспределить или выделить средства из резерва. Популярность концепции должна продемонстрировать, нужны ли такие транспортные сети по всему городу в будущем.

Инфраструктура Санкт-Петербург Северо-Запад