Соединить линии
В Петербурге велодорожки пока не заключены в единую систему. Сегодня в этом состоит основное неудобство для велосипедистов. В центре города из точки А в точку Б добраться не составит труда: от станции метро "Спасская" легко можно доехать до "Чернышевской", вернуться на Невский проспект, через Дворцовый мост переехать на Васильевский остров или прокатиться по всей исторической части Петербурга. Но дальше пути обрываются.
Большинство петербуржцев живут на окраинах, в спальных районах. Если в качестве средства передвижения горожане выбрали велосипед, их путь будет "тернист". Велополосы дальше центра города пока не организованы, а одновременное движение с автомобильным потоком может доставить велосипедисту серьезные затруднения. В прошлом году правительство города представило проекты веломаршрутов, проходящих вдоль Московско-Петроградской линии метро - от "Сенной площади" до "Купчино" и по Правобережной линии - по участку от "Александра Невского" до выезда из города. Пока проекты не реализованы, но первую велополосу вдоль синей ветки обещали построить уже к осени.
Выбранные улицы и проспекты боятся усекать в ширине - чтобы не спровоцировать увеличение пробок. Уменьшение тротуарной части также чревато "столпотворением" людей: проходимость возле каждой станции метро синей ветки, например, составляет около 20 000 человек в день. Решение для сложившейся ситуации предложило бюро Urban Analytic MLA+.
Специалисты посчитали перспективным обустройство набережных малых рек. Сегодня протяженность набережных в Петербурге составляет 125 километров. Около миллиона человек живут в десяти минутах от водоемов. При этом 25 километров набережных малых рек не имеют открытого доступа, а 40 заняты промзонами и гаражами.
Аналитики считают, что ситуацию можно изменить. Малые реки могут привлечь к езде на велосипедах тысячи людей: Смоленка, Черная речка, Охта, Муринский ручей, Оккервиль, Волковка текут по маршрутам "из периферии в центр" и связывают спальные районы со станциями метро и достопримечательностями.
Предъявите билет
Одной из самых надежных схем для велосипедиста, желающего добраться из спального района в центр, становится "велосипед плюс метро". Но здесь выявляется следующая "нестыковка": за провоз "двухколесного друга" в общественном транспорте нужно платить. Факт ежедневной двойной оплаты может серьезно ударить по карману и заставить человека отказаться от езды на велосипеде.
Многие петербургские велолюбители просят освободить их от лишних трат, оглядываясь на столицу. В Москве один пассажир может бесплатно провезти один велосипед на всех видах наземного городского пассажирского транспорта - в автобусах, троллейбусах и трамваях. Главное, чтобы габариты "железного коня" в сумме не превышали 150 сантиметров.
В Петербурге подобной инициативы пока нет. В этом году была разработана комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД). В том числе она подразумевала обустройство специальных багажников на наземном транспорте. Но пока документ носит лишь рекомендательный характер.
На конец 2021 года протяженность веломаршрутов в городе должна составить 237,1 километра. На Международном велоконгрессе отметили, что такая перспектива радует петербуржцев, но нельзя забывать и о текущих неудобствах, которые есть на уже имеющихся полосах.
Нарисовать разметку
Во-первых, большинство дорожек не отделены от проезжей части специальными оградительными столбиками. По этой причине автомобилисты зачастую игнорируют разметку и заезжают на "не свою" территорию. Но это еще полбеды: все велополосы, построенные до 2017 года, так или иначе расходятся с нормативными требованиями: нарушается геометрия движения, из-за неточностей на краях дорог скапливаются лужи, на пути встречаются опоры освещения и дорожные знаки, мешающие проезду.
Дело в том, что до 2017 года велоинфраструктура в городе создавалась без стратегии. Не было даже ответственного учреждения, которое отвечало бы за развитие. В 2017 году процесс "двинулся": Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга разработал схему развития сети веломаршрутов. При создании учитывались транспортные потоки велосипедистов.
Начальник сектора проектирования велодорожек ГЦУП Денис Миницкий сообщил, что толчком для серьезных изменений стали утверждение приоритетного проекта "Велосипедный Петербург" и включение задач по улучшению условий движения для велосипедистов в госпрограмму развития транспорта.
- Два года назад проектирование велодорожки занимало месяц-два, а строительство - два-три. Нетрудно догадаться, что не все инженерные и геодезические изыскания выполнялись. Также возникали проблемы с заполнением документов. Сейчас проекты имеют двухгодичное финансирование, проектирование занимает до девяти месяцев, а строительство - до шести. Все перечисленное повышает качество выполняемых работ, - утверждает эксперт.
Берегись автомобиля
Горожане также опасаются ездить по дорогам, где скоростной режим слишком высок, - это еще одна причина того, что сегодня на оживленных улицах в Петербурге редко можно увидеть велолюбителей. Но положительная тенденция есть.
В конце 2018 года в правила дорожного движения включили понятие "велосипедная зона". Согласно документу, начало и конец велосипедной зоны обозначаются специальными знаками. В этой площади велосипедисты "имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части".
Важно, что скорость внутри велозоны ограничена цифрой 20 километров в час. Это может создать по-настоящему комфортную среду для велосипедистов. Но пока в госстандарт, устанавливающий правила применения дорожных знаков и дорожной разметки, соответствующие изменения внесены не были.
Чего хотят велосипедисты
Сегодня максимальная интенсивность движения фиксируется на Литейном мосту: около 1500 велосипедистов в сутки - не слишком много для пятимиллионного города. При этом, по результатам опроса СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга", 72 процента петербуржцев считают приемлемыми поездки на велосипеде до 40 минут.
Город небезразличен к запросам населения и предпринимает попытки простимулировать рост показателей. Пока только в теоретическом плане. На прошедшем Международном велоконгрессе глава комитета по градостроительству и архитектуре представил пилотную концепцию веломаршрутов на Васильевском острове.
- Мы провели исследование, и оказалось, что от автомобильных дорог можно отрезать около 22 гектаров площади без ущерба для пропускной способности. 13 гектаров освободившейся территории будут использованы под сеть велосипедов, а оставшиеся девять - для организации парковочных мест, газонов, расширения пешеходных тротуаров, - рассказал главный архитектор Санкт-Петербурга, председатель комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Григорьев.
Проект надеются реализовать уже этим летом, но средств из бюджета на него пока не выделили. По словам Владимира Григорьева, затраты будут мизерными: нанять людей, соскоблить имеющуюся разметку, нарисовать новую, где нужно - поставить столбики. КГА верит, что для реализации подобного проекта бюджет могут перераспределить или выделить средства из резерва. Популярность концепции должна продемонстрировать, нужны ли такие транспортные сети по всему городу в будущем.