17.04.2019 16:13
Культура

Лучшей драмой на "Золотой маске" стала "Оптимистическая трагедия"

Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №86 (7844)
Главный приз в драматическом театре присужден спектаклю "Оптимистическая трагедия. Прощальный бал" Александринского театра. Принимая награду из рук Льва Додина, режиссер спектакля Виктор Рыжаков свои отпущенные на благодарственную речь тридцать секунд использовал как право на воссоздание общей тишины, призвав весь зал Большого театра на полминуты остановиться, закрыть глаза и подумать о главном. Чтобы каждый - о своем. И все вместе - о том, что самое дорогое сегодня в мире - это время, идеи и любовь, конечно, - к искусству, к близким людям, к свободе…
Читать на сайте RG.RU
Церемония вручения театральной премии "Золотая Маска"

Что главным, по мнению "Золотой маски" этого года, оказалось в драме?

Тенденция, когда музыкальный театр становится все более драматическим, а драматический - все более музыкальным. Как и главный лауреат, "Оптимистическая трагедия" - почти рок-концерт по мотивам пьесы Всеволода Вишневского в изложении Аси Волошиной и режиссуре, энергии и драйве Виктора Рыжакова. В новой сценической версии революционной пьесы советский миф поженившего с музыкой Вертинского, Окуджавы, Соловьева-Седого, Магомаева, Децла, "Ленинграда", Стиви Уандера, "Led Zeppelin", "Pink Floyd", "Queen"…

Новый закон смягчит требования к госзакупкам в сфере культуры

На контрасте с этой масштабной, оглушительной и красочной революционно-музыкальной феерией шли крошечные "Птифуры" петербургского театра "Кукольный формат" - кукольные скетчи про старичков и старушек, вызывавшие приливы невероятного восторга у всех, кто видел их своими глазами. Они получили "Маску" как лучший кукольный спектакль. Автор идеи Катя Ионас и режиссер, художник Анна Викторова для себя открыли, что бабушки и дедушки - это такой особый вид человека со своим маленьким сумасшествием, и поделились этим открытием со всеми остальными: "Несмотря на огромный жизненный опыт, они беззащитны и нуждаются во внимании, у них есть характерные причуды и особенности поведения. "Жил на свете старичок…" или "На свете старушка спокойно жила…" - даже в литературе они сразу появляются старичками. Мы собрали эти истории, объединив их "Старушкопадом" - стихотворением Маши Рупасовой".

Трогательные моменты в театре становятся сегодня все большей редкостью. А, казалось бы, парадоксы, - обычным явлением. Например, когда "Маска" за лучшую женскую роль "уходит" к актрисе, сыгравшей самую что ни на есть роль мужскую: Тузенбаха во мхатовских "Трех сестрах" Константина Богомолова. "Любовь живет даже после смерти, и барон Тузенбах со мной бы согласился", - этим словам Дарьи Мороз аплодировали особенно долго.

Крепкая актерская работа Камиля Тукаева, в "Антигоне" сыгравшего Креона, правителя нового образца и новых реалий, не осталась в этом году незамеченной. ("У меня давно роман с дирекцией "Золотой маски". И вот, наконец, этот роман закончился свиданием  - наградой", - на радостях в шутку признавался актер воронежского Камерного театра). Как и "Маленькие трагедии" Кирилла Серебренникова в "Гоголь-Центре" (лучшая работа режиссера в драме), неоднократно поднимавшегося на сцену Большого театра за поздравлениями, и в конце вечера выразившем надежду: "Хотелось бы верить, что "Маску" вы мне дали действительно за то, что вам понравился мой спектакль. Пушкин - автор на все случаи жизни: и когда тебе хорошо, и когда тебе плохо, и когда ты гуляешь, и когда находишься под домашним арестом".

Юрий Соломин назначен бессрочным худруком Малого театра

"Пианисты" новосибирского театра "Глобус" (по роману Кетиль Бьёрнстад, режиссер Борис Павлович), названные лучшим драматическим спектаклем малой формы, на общем фоне выглядели концептуальным гимном настоящему искусству и настоящему отношению к своей роли в этом искусстве. "Страх выхода на сцену, ужас подмены реальной жизни "творческой реализацией", крушение иллюзий имеют отношение и к миру классической музыки, и к миру театра", - пояснял режиссер "Пианистов" Борис Павлович. Для его спектакля композитор Роман Столяр сочинил, как рассказать историю, большая часть которой происходит во время исполнения фортепианных произведений Дебюсси и Равеля без единого звука фортепиано. На мастерстве и нервах актеров и эмоциях зрителей. Итак: третий звонок, занавес, в душе музыка, а на авансцене - главная королева театрального вечера - тишина…

Театр