В соответствии с местным законодательством, подобные экспертизы в обязательном порядке проводятся в случаях, когда промышленные предприятия приходят на земли, где испокон веков пасут оленей, охотятся и рыбачат общины коренных малочисленных народов. Такое соседство очень вредно для них. Речь не только о том, что с перекопанной недропользователями земли уходят звери, сокращается площадь оленьих пастбищ, а в реках исчезает рыба. Постепенно меняется и весь вековой жизненный уклад, культура, обычаи, язык кочевников. Люди даже начинают петь другие песни.
Этнологическая экспертиза - это научное исследование, в ходе которого устанавливаются все негативные последствия для представителей малочисленных народов. Само по себе оно не очень дорогое. Но за потенциальный ущерб, который установят эксперты, предприятие обязано выплатить общине компенсацию. А это не всем по душе.
Но cтарательская артель "Новая", добывающая золото неподалеку от оленеводческого села Иенгра, от проведения экспертизы отказалась. Золотодобытчики мотивировали отказ тем, что работают за пределами границ поселения. Попытки природоохранного прокурора объяснить им, что оленей местные жители тоже пасут не на сельских улицах, к успеху не привели. Тогда прокурор обратился в суд и без проблем доказал, что участок находится на территории традиционного природопользования местного значения "Иенгринское". Артель судебное решение оспорила. Однако Верховный суд Якутии тоже встал на сторону оленеводов.
- Это решение - хороший урок добывающим компаниям на будущее. Многие недропользователи пытаются уйти от проведения этнологических экспертиз, заключают с общинами непонятные соглашения, по которым выплачивают какие-то копейки. Это не дело. Есть закон, и его надо исполнять всем, - отмечает зампред Госсобрания республики Виктор Губарев.
Подобный закон, защищающий права коренных малочисленных народов, принят и уже несколько лет действует только в Якутии. Как рассказал Виктор Губарев, парламент республики работает над тем, чтобы эта норма стала федеральной.