Сначала боялась, а потом было некогда
- Я свою первую операцию помню до сих пор, - вспоминает доктор Питкевич. - Привезли на прием трехлетнего мальчика из деревни. Несколько дней он мучился от боли в животе. Осложненный аппендицит с перитонитом. Признаюсь честно - боялась. Когда на столе лежит малыш, а ты абсолютно одна, и за твоей спиной не стоит завотделением - это огромная ответственность. Даже посоветоваться было не с кем. Помогла поддержка опытной медсестры. Справилась. А потом как-то все пошло само собой. Ножевые ранения, прободные язвы, переломы, роды, трепанация черепа... Чего только не было.
Сельская операционная была за плечами у многих известных хирургов. В городе, где в рядовой медсанчасти одновременно дежурит пять врачей, молодому специалисту учиться приходится долго. В лучшем случае первый год будешь "держать крючки".
- А когда ты единственный хирург на весь район - это бесценная медицинская практика, - рассказывает Ирина Питкевич. - Я даже жила на своем рабочем месте - прямо в больничной палате. Снимать угол не было никакого смысла. Пока будешь бежать до больницы - потеряешь время.
Сегодня Ирина Питкевич официально признана лучшим хирургом Омской области. В напичканной современной техникой операционной в КМХЦ она ежедневно делает по 5-6 сложных хирургических вмешательств. Некоторые из них длятся три-четыре часа. Порой выходишь и не чувствуешь ног.
А по выходным доктор Питкевич садится за руль собственного автомобиля и уезжает как можно дальше от города - в сельскую глушь. Не отдыхать, нет. Оперировать.
У Надежды появился смысл жизни
В приемном покое Азовской ЦРБ чисто выбеленные стены, отутюженные занавески и цветочные горшки на окнах. Субботним утром дежурный врач нарасхват. Привезли ревущего навзрыд от страха и боли ребенка с температурой, пенсионера с почечной коликой - идут камни, бабушку с высоким давлением.
- Горожане едва кашлянут - уже бегут в поликлинику или вызывают "скорую", - отмечает Ирина Валентиновна. - А сельские жители терпят до последнего. И только когда становится совсем уже плохо - звонят врачу. К сожалению, многие деревни очень далеко от районного центра. Пока "скорая" доберется по бездорожью, пока доставит в больницу - состояние пациента уже становится критическим. Приходится в буквальном смысле слова вытаскивать его с того света. Я вижу, что за двадцать лет моей работы медицина сделала огромный рывок вперед. Но запущенных больных стало в несколько раз больше. Такой вот парадокс.
Пациентка из Большеречья с огромной грыжей брюшной стенки оказалась в палате у доктора Питкевич в состоянии тяжелой депрессии. Еще подростком она попала в серьезное ДТП, долгое время пролежала в коме, но выжила. Ей пришлось ампутировать ногу. Травмированную руку спасли, но она перестала двигаться. Надя жила в деревне вместе с отцом, не выходила из дома, сутками лежала на кровати и смотрела в потолок. Даже в больнице ни с кем не разговаривала. Операция прошла успешно.
- Но правильное и эффективное лечение не гарантирует выздоровления, если сам пациент этого не хочет. Самое страшное, когда больной опускает руки и отказывается бороться, - признается Ирина Валентиновна. - Надежду надо было спасать.
Доктор Питкевич обратилась за помощью к коллегам. Наде подобрали протез ноги, научили ходить, вставили зубы. Как выяснилось, у нее не было даже начального образования - школу она так и не закончила. После реабилитации Надежда пошла в девятый класс. Сегодня она одна из лучших студенток колледжа. Хирургу Питкевич пациентка звонит каждую неделю - докладывает о своих успехах. У бывшей безнадежной больной появился смысл жизни. Она мечтает получить высшее юридическое образование и увидеть море. "Моя Наденька", - трогательно рассказывает о ней доктор.
Из студенческой группы Ирины Питкевич немногие остались в профессии. Большинство ушли работать в другие сферы сразу после получения диплома. За двадцать лет ситуация нисколько не изменилась. В ближайшие две недели хирург будет оперировать на севере Омской области. Молодые специалисты не горят желанием "месить грязь" и ехать "на край географии".
- Я категорически против того, чтобы молодых врачей принудительно отправляли "отрабатывать диплом", - убеждена Ирина Питкевич. - Если человек чувствует, что это не его профессия, не любит своих пациентов и ходит на работу от безысходности - не стоит ему браться за скальпель.
Ночное дежурство как хобби
- Как вы восстанавливаете силы после тяжелых многочасовых операций? - спрашиваю у Ирины Валентиновны. - Есть ли у вас любимое дело, хобби?
- Есть. Раз в неделю я беру ночное дежурство на "скорой помощи", - огорошивает меня доктор. - "Неотложка" - это моя первая любовь в медицине. Еще студенткой я начала работать на "скорой" и до сих пор не могу представить свою жизнь без нее. Раньше ездила в обычной линейной бригаде. Потом окончила интернатуру по реаниматологии и теперь дежурю с "реанимацией".
"Скорую помощь" не зря считают лакмусовой бумажкой системы здравоохраненния. Несмотря на то что сегодня в развитие амбулаторного звена вкладываются огромные средства, омичи по-прежнему не торопятся идти в поликлиники. А сельчане нередко приезжают в город специально для того, чтобы вызвать бригаду и попасть в городскую больницу.
- В студенчестве у нас было по 2-3 вызова за ночь, - вспоминает Питкевич. - А теперь даже на реанимации по 5-7, а у линейной бригады доходит и до 25. Бывает, медики даже не заезжают на подстанцию.
Скорая помощь не лечит, скорая помощь спасает. Однако порой врачей вызывают и для того, чтобы измерить давление и для того, чтобы объяснить, как закапывать капли в нос. Доходит до смешного. Иногда старушки звонят на пульт неотложки несколько раз за сутки. Забывают, что врач к ним уже приезжал. И бригада вновь срывается с места.
- Скорая помощь научила меня быстро принимать решение и сохранять спокойствие даже в самых неординарных случаях, - говорит Ирина Питкевич. - Хороший хирург должен оставлять эмоции дома.
Каких-то особенных секретов по сохранению здоровья у доктора нет. Ирина Питкевич не придерживается никаких диет, не занимается спортом и не принимает БАДы. Когда выпадает свободный день, любит поспать до обеда, посмотреть мелодраму по ТВ, пригласить в гости родных. А в отпуске садится за руль своего автомобиля и отправляется в путешествие.
- Я объездила почти все города нашей страны, не побывала пока еще только на Дальнем Востоке, - рассказывает врач. - Но самое приятное в путешествии - возвращение домой, где тебя ждут пациенты и любимая работа.
Вадим Бережной, главный врач Клинического медико-хирургического центра:
- Ирину Валентиновну я знаю уже больше 19 лет, и это настоящий фанат своего дела. Она просто живет работой. Кроме того, что работает хирургом у нас в Центре, она постоянно берет дежурства в районных больницах. А там дежурный хирург - это специалист, который должен в экстренной ситуации и пулевое ранение прооперировать, и аппендицит, и черепно-мозговую травму, и даже роды принять. Ирина Валентиновна может все, у нее золотые руки. И сердце! Каждого пациента она готова понять, посочувствовать и постараться помочь.