В нынешнем веке провальные для разведчиков годы уже случались. И не скажешь, что работали они вяло. Если изучить итоговые сводки научно-аналитического центра рационального недропользования имени Шпильмана, то видно: объем сейсмических изысканий в трехмерном измерении держится на среднегодовом уровне, а по поисково-разведочному бурению достигнут наивысший показатель с 2004 года. Вместе с тем динамика открытия новых месторождений оптимизма не вызывает.
Следует понимать, кто ищет нефть и где. Добывающие компании - в границах своих лицензионных участков, и выходить за пределы им, понятно, нельзя, поясняет доктор геолого-минералогических наук, членкор РАН Аркадий Курчиков. Эти участки подразумевают наличие углеводородного сырья, надо только детализировать расположение и характеристики продуктивных пластов. За счет их переоценки величину запасов то и дело увеличивают. А вот бурение на нераспределенном фонде недр, за которое прежде всегда отвечала Федерация, практически прекратилось, с горечью констатирует ученый. Он напоминает о былой результативной схеме финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы: на нее шла десятая часть налоговых отчислений нефтегазовых компаний, средства распределялись в том числе через целевые программы субъектов РФ. Такой возможности они лишились.
По признанию руководителя Роснедр Евгения Киселева, сегодняшний уровень воспроизводства нефтяных ресурсов недостаточный. Планируется нарастить финансирование регионального этапа геологических изысканий и активнее вовлекать в них бизнес. Потенциал открытия новых месторождений на периферии нефтегазоносных провинций не исчерпан, подчеркивает глава федерального агентства.
Под периферией обычно понимают окраинные слабоизученные зоны. Специалисты Западно-Сибирского НИИ геологии и геофизики предлагают смотреть не только вширь, но и в глубины, а именно на загадочные и соблазнительные трещиноватые коллекторы отложений, образовавшихся еще до юрского периода и находящихся в 4-7 километрах от поверхности земли. В них покоятся, по некоторым оценкам, миллиарды тонн углеводородов. Однако глубокие горизонты сложны для геологического анализа, классические методики тут малопригодны. Остается изобретать и подбирать нестандартные технологические инструменты.
Кстати
В апреле исполнилось 60 лет с момента получения первой нефти на территории Ханты-Мансийского округа из опорной разведочной скважины. Через год забил промышленный фонтан. В 2020-м суммарная добыча достигнет отметки в 12 миллиардов тонн.