17.04.2019 20:56
Общество

Российские вузы сделают ставку на цифровые специализации

Российские вузы делают ставку на цифровые специализации
Текст:  Ульяна Вылегжанина
Российская газета - Спецвыпуск: Интеллектуальная собственность №86 (7844)
Какими будут университеты в эпоху глобальной цифровизации? Возможно, вузы полностью переведут обучение в онлайн-формат, и студенты смогут смотреть лекции и сдавать сессии в Сети, находясь при этом в любой точке мира. Не исключено, что преподавателей заменят роботы. А может быть, произойдет еще какая-то трансформация, которую сейчас сложно смоделировать.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

Эксперты IPQuorum 2019, обсудившие этот вопрос в рамках специальной сессии, уверены: система образования в России должна эволюционировать для обеспечения требований рынка труда.

По словам ректора Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС) Ивана Близнеца, университеты остро чувствуют пульс времени, который требует от них внедрения новых технологий.

- И мы их внедряем, пользуемся возможностью дать нашим ребятам более обширные познания, - говорит Иван Близнец. - Студенты могут выбирать огромное количество новых предметов с помощью цифровой среды. Однако я не соглашусь с тем, что мы должны полностью перейти на онлайн-образование. Я не представляю себе врача, который никогда не был в операционной, не обсуждал со своими профессорами профессиональные тонкости. Или юриста, который вообще не видел зал судебных заседаний. Общение профессора и студента должно быть ключевым в процессе подготовки специалиста.

На IPQuorum обсудили развитие человеческого капитала

В то же время, как отмечает ректор РГАИС, спрос на квалифицированные кадры в сфере интеллектуальной собственности (ИС) растет. Чтобы обеспечить эти потребности, образовательные учреждения также должны эволюционировать. К примеру, кафедра цифровой экономики РГАИС презентовала программу "Интеллектуальная собственность в цифровой экономике".

Ключевыми инициаторами создания кафедры стали Ассоциация IPChain, Федерация интеллектуальной собственности и Фонд "Сколково". Новая программа, стартующая в сентябре этого года, состоит из четырех модулей - "Творчество", "Технологии", "Экономика" и "Общество".

По словам одного из разработчиков программы, советника председателя правления Фонда "Сколково" по вопросам интеллектуальной собственности, председателя правления Ассоциации IPChain Максима Прокша, пройдя все модули, слушатели получат всестороннее понимание сферы ИС в современных реалиях. При этом занятия предусматривают живое общение с ведущими специалистами IPChain, Федерации интеллектуальной собственности, Российского авторского общества, Всероссийской организации интеллектуальной собственности, "Роснано", "Роскосмоса", Фонда "Сколково" и других авторитетных организаций. Слушатель в любой момент сможет задать преподавателю вопрос и получить компетентный ответ.

Чтобы обеспечить потребности рынка труда, образовательные учреждения также должны эволюционировать

- Программа "Интеллектуальная собственность в цифровой экономике" - это ответ на вызовы нового технологического уклада, - продолжает Иван Близнец. - Программа позволяет посмотреть на институт интеллектуальной собственности с разных сторон. На то, как это работает для авторов - будь то музыкант или архитектор, ученый или инженер. На то, как интеллектуальная собственность влияет на развитие экономики и помогает развиваться обществу, человеческому капиталу. А также на то, как все эти права воплощаются в цифровой реальности.

В Санкт-Петербургском государственном университете тоже следят за цифровыми веяниями. Пару лет назад здесь появились курсы по интеллектуальной собственности и информационным технологиям, на которые студенты могут записаться самостоятельно.

- Главный невозобновляемый ресурс - это не нефть и не газ, а время, - подчеркивает лектор Константин Эйдемиллер. - Преподаватели в их классическом виде уходят. Сейчас преподаватель - и лектор , и человек, имеющий высокие академические показатели, и менеджер. Им важно набраться от тебя навыков, которые они смогут применить в жизни.

Верность этой формулы подтверждает опыт Сингапура - страны, отличающейся огромной капитализацией нематериальных активов и высокой концентрацией людей, которые получают образование и повышают свои профессиональные навыки.

Власти будут повышать качество образования для решения проблемы бедности

Как рассказал спикер IPQuorum 2019, генеральный директор Asia Law Exchange, эксперт в области ИКТ, кибербезопасности, правовой аналитики и стратегического управления интеллектуальным капиталом Заид Хамза, экономика Сингапура практически полностью основана на человеческом капитале. Интеллектуальная собственность, как и специалисты по работе с ней, играют в экономике ключевую роль.

- Сейчас государство ставит перед нами задачу - давать студентам примеры из реальной жизни и индустрии как можно скорее, - комментирует ситуацию Заид Хамза. - Студент в университете учится жизни, потому что государство больше не смотрит на грамоты и дипломы. Оно смотрит на практические навыки и умение адаптироваться. Система образования эволюционирует, мы постоянно учимся. Примечательно, что факт отсутствия образования сейчас никого не смущает в Сингапуре - до тех пор, пока у тебя есть релевантный набор навыков.

Образование