Невзирая на весеннюю прохладу, дамы вышли на красную дорожку церемонии открытия в легких платьях. Зато было на что посмотреть. В холле всех желающих отпаивали теплым чаем - на втором этаже Театр мюзикла стояли самовары. Однако, отличие красной дорожки 41-го ММКФ было не только в погодных условиях и открытости нарядов.
Гостей не встречал Никита Михалков. Такое происходит не впервые - несколько лет назад причина отсутствия президента фестиваля также заключалась в состоянии его здоровья. Тогда это было воспаление легких. А в этом году, как рассказал Никита Сергеевич на традиционном брифинге, две операции на бедре привели к тому, что он не мог позволить себе долго стоять.
Гостей фестиваля встречала его генеральный директор Наталья Семина. Однако сам процесс встречи рассмотреть было невозможно: точно так же, как и на Каннском кинофестивале, вдоль дорожки стояла линия распорядителей в строгих костюмах, которые мягко, но настойчиво, предлагали гостям не задерживаться.
Трансляция же с самой дорожки в зале, вопреки традициям не велась. Оставалось любоваться на украшения многолетнего партнера ММКФ - компании Chopard - как на звездах, так и на выставленных специально под стеклом. А еще гости почли за честь фотографироваться с председателем жюри - всемирно известным режиссером Ким Ки Дуком, который, даже ради торжественного события не сменил любимую просторную одежду на черный классический костюм.
Пошел ли на пользу Московскому международному фестивалю перенос на апрель? Судя по итогам 2018 года, зрителей стало гораздо больше - их число возросло до 50 тысяч. Оно и понятно - меньше народа уезжает в отпуска.
А вот количество фильмов сократилось. Ранее на ММКФ "приезжало" около 400 фильмов. Сейчас их около 200. Никита Михалков назвал на брифинге цифру - на фестивале покажут более 180 фильмов из 64 стран. Но все знают - дело не в количестве, а в качестве. Команда отборщиков кинофестиваля - Кирилл Разлогов, Андрей Плахов, Петр Шепотинник и Ася Колодижнер, Стас Тыркин и другие - постаралась составить программу с любовью и присущим им мастерством.
Полетели журавли, в бой пошли богатыри... Церемония, которая задержалась на 45 минут, началась с видеоряда - нарезки кадров из старых советских фильмов под звуки этнической музыки. Затем на сцену вышла ведущая церемонии открытия 41-го ММКФ Елизавета Боярская. Она пригласила министра культуры Владимира Мединского, который поздравил всех присутствующих и огласил официальное приветствие президента, в котором, в частности, подчеркивалась роль фестиваля в создании нового качественного отечественного кино.
Представление жюри трех конкурсов Московского кинофестиваля - полного и короткого метра художественных фильмов и документального кино - вот был следующий шаг мероприятия. Председатель жюри основного конкурса Ким Ки Дук рассказал о своей любви к России - стране, где были показаны все его фильмы. Кстати, в программе ММКФ этого года и последний фильм мастера "Человек, место время и снова человек".
"Для меня каждый фильм имеет свою особую философию и должен что-то рассказать о жизни человека. Мы будем внимательно смотреть каждую картину и надеемся, что увидим этот смысл в них", - сказал Ким Ки Дук.
Вслед за этим на сцену поднялся Никита Михалков. Он вышел с палочкой и пошутил по поводу того, что врачи запретили и лежать, и сидеть: "остается только висеть". Тем не менее, традицию не нарушил - торжественно вручил золотую цепь председателя жюри Ким Ки Дуку. Все семь дней драгоценная реликвия будет находиться у режиссера - как символ власти и правосудия. Совершенно логично далее представили конкурсную программу (в этом году 13 фильмов) под модный нынче рэп.
Первый приз, который по традиции вручается на открытии ММКФ - награда "За вклад в мировой кинематограф". Программный директор кинофестиваля, киновед Кирилл Разлогов, вручил первого "Золотого Георгия" Ким Ки Дуку, предварительно напомнив, какие именно картины снял лауреат: "Весна, лето, осень и снова весна", "Натянутая тетива", "Пьета", "Ариран" и другие.
"В Корее обычно говорят о России, как о самой известной культурной стране. Это потому, что в России так много всемирно известных культурных личностей. Поэтому для меня большое счастье и честь, когда я слышу о том, что в России так любят мои фильмы", - поблагодарил за награду со сцены Ким Ки Дук.
Далее всех присутвующих пригласили смотреть фильм церемонии открытия "Император Парижа" с Венсаном Касселем в главной роли. К сожалению, знаменитый французский актер, как и его партнеры по картине Ольга Куриленко, Аугуст Диль, Дени Лаван, на открытие не приехали. Режиссер картины Жан Франсуа Рише прибыл в Москву один. Он и представил зрителям свою работу, которую, непременно будут сравнивать с фильмом "Видок" 2001 года, в котором главную роль сыграл Жерар Депардье.
"30 лет назад я учился на фильмах Эйзенштейна, смотрел их все подряд, - сказал Жан Франсуа Рише. - Я стал задавать себе вопросы, почему Эйзенштейн использует именно эти приемы. Он, конечно, гений и сложно понять, почему он выбрал именно этот подход в данный момент. Но если говорить о нем, о Дзиге Вертове, о Всеволоде Пудовкине - это те люди, которые совершили революцию в кинематографе. Всего есть в мире две или три страны перевернувшие преставления о кинематографе. И Россия - одна из этих стран. В российских фильмах есть не только зрелищность, они также наполнены глубокими мыслями"...
Режиссер сравнил Россию и Францию, сказав, что эти страны близки, в частности, по отношению к кинематографу. И подчеркнул: "Мне нравилась Россия, какой она была раньше, нравится и сейчас. И как доказательство близости России и Франции сегодня, могу привести слова поддержки россиян, которые приходили, в дни, когда случилась трагедия в Нотр-Дам".
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"