На причале у гостиницы "Украина" пришвартовано несколько теплоходов. Наша цель - "Бьюти" ("красота" по-русски). Самый главный человек на судне - капитан Фомин - встречает нас на палубе. Время - полдень, скоро - очередной рейс. "На Москве, да и вообще на любой реке - своя специфика, - говорит Антон, провожая нас на рабочее место. - На море - там же простор. На реке же узкое пространство, места для маневров маловато. А в то же время река - это целая планета".
Попасть на нее Антон Фомин мечтал еще пацаном. Его родители любили путешествовать по Волге на теплоходах, естественно, брали сына с собой. Казань, Нижний Новгород, Ульяновск, Саратов, неописуемый пейзаж близ Астрахани. Смотреть на Волгу можно было бесконечно. Вот тогда Антон и влюбился в профессию капитана - человека, для которого целая судьба - это русская река.
После школы Антон пошел в Московский речной техникум, потом в институт водного транспорта. Это были девяностые. "Устроиться на работу было легко, а вот с зарплатой..." - улыбается Антон. Это сейчас и флот, и причалы в идеальном состоянии, и доходы в порядке. А в то время отрасль, можно сказать, разваливалась. В эти годы пришлось поработать мотористом, обслуживать танкеры. Начинал ходить по Волге. Теперь жизнь капитана Фомина связана с Москвой-рекой. Столичные жители и туристы привыкли к ней настолько, что даже не замечают: это на самом деле живописная дорога со своими законами и правилами.
Вот, наконец, и рубка. Мы с вами привыкли, что посреди должно стоять огромное рулевое колесо. Колесо есть и сейчас, но оно небольшое и играет вспомогательную роль. В основном "Бьюти" управляется электромеханической аппаратурой. "Вот наша УКВ-радиосвязь, - демонстрирует Антон небольшую рацию. - Незаменимая вещь. Сейчас в эфире в основном - тишина. А летом - ни секунды покоя!".
На реке любой маневр нужно согласовывать с капитанами всех встречных и поперечных судов. Многие из нас водят машины. И знают (надеюсь) про помеху справа и прочие правила. Но на самом деле, большинство ситуаций на дороге регулируются самими водителями. Примерно так же и на флоте. Например, по правилам судоходства запрещено расхождение под мостами. Приоритет у тех, кто идет по течению. Но даже если твой теплоход направляется вниз, нужно обязательно связаться со встречным капитаном. Надо убедиться, что тебя видят и пропускают.
А если снизу идет многотонная баржа? Остановить ее перед мостом - дело не секундное. Тогда капитан выходит в эфир и предупреждает коллег: мол, ребята, пропустите. Что ж делать, проходите. А бывает и наоборот. Вот идет наш "Бьюти" в районе Бородинского моста. Идет, подчеркнем, по расписанию. Время идет. А сверху в тот же момент проходят теплоходы один за другим, плюс яхтсмены-частники шастают. Мы же не можем по времени абсолютно всех пропускать! И передаем в эфир: пожалуйста, господа, дайте пройти. И какой-нибудь теплоход-гигант обязательно передаст добро. Допустим, тот, у кого на палубе банкет, и кому спешить некуда...
К концу дня капитан устает не хуже дальнобойщика на МКАД. Пробки, рация, постоянный анализ информации ото всех судов. Так будет уже в конце месяца. Сейчас на реке - тишь. Это можно сравнить с ездой по пустой дороге, где нет ни пересечений, ни знаков, ни светофоров. Можно даже, признается капитан Фомин, включить тихонько любимую музыку. Минутка релакса важна. Ведь уже в конце апреля Москва станет совсем другой. Была бы воля "Яндекс. Пробок", она целый день была бы не зеленоватой, а, скорее, бордовой.