18.04.2019 21:51
Культура

Театр "Ла Скала" представил "Хованщину"

Театр "Ла Скала" представил "Хованщину"
Текст:  Мария Бабалова (Милан)
Российская газета - Федеральный выпуск: №87 (7845)
Опера "Хованщина" - одна из самых масштабных в мировой музыкальной литературе - требует аккумуляции мощного творческого потенциала, поэтому театры редко отваживаются обратить на нее внимание. Но интендант "Ла Скала" Александр Перейра очень хотел возвращения Валерия Гергиева в Милан, и за два года до нынешней премьеры была достигнута договоренность, что новую постановку "Хованщины", доверенную итальянскому режиссеру Марио Мартоне в тандеме с художником Маргеритой Палли, возглавит Валерий Гергиев.
/ Brescia Amisano - Teatro alla Scala
Читать на сайте RG.RU

Русских премьер давно не было в Милане. И "Хованщину" Мусоргского итальянские ценители оперы ждали с особым воодушевлением. Некоторые меломаны со стажем перед началом представления с восторгом вспоминали прежние выступления в "Ла Скала" Валерия Гергиева. Речь прежде всего о двух главных операх Модеста Мусоргского: "Хованщина" в 1998-м и в 2002-м "Борис Годунов". Таким образом, ныне "Хованщина" благодаря Гергиеву вернулась на знаменитые подмостки двадцать лет спустя.

Рок-оперу "Орфей & Эвридика" наградили за лучшую женскую и мужскую роли

Эта опера, где множество пластов подтекстов, очень сложна для зрительского восприятия. Администрация театра старалась растолковать своей широкой (туристической) аудитории сюжет и историю создания "Хованщины", устраивая встречи лектора с публикой за час до начала спектакля. Но эти попытки совсем не были поддержаны синьором Мартоне, который как будто и сам не знает, о чем и ради чего он делал этот спектакль. Режиссеру музыка Мусоргского явно кажется бешеной, русский язык - не поддающимся разгадке ребусом, а Россия - далекой, холодной и дикой страной. Поэтому действие оперы перенесено в какое-то постапокалипсическое, по сути, безжизненное пространство. И все происходящее на сцене выглядит бессмысленно. У постановщика нет ответа на вопрос, почему эти люди страдают, любят, за что они борются и идут на костер. Бордель, нищета, война, революция, разруха и бандитские разборки - все в одну кучу мрака и фатума.

Самый запоминающийся образ дикого шоу в стиле "а ля рюс" - Марфа в швондеровском прикиде (как из булгаковского "Собачьего сердца"), поющая сидя в клетке "Исходила младёшенька"... Екатерина Семенчук в роли раскольницы Марфы - главное артистическое событие этой постановки. Певица, которой сегодня нет равных в подобном русском репертуаре, своим удивительным голосом режиссерским нелепостям старается найти оправдание даже тогда, когда ее Марфа - этакая ведунья лицедейского толка, "силы потайные" тратит на то, чтобы сменить декорации на сцене одним движением руки.

Движение дирижерской палочки Валерия Гергиева создает все лучшее, что есть в этом спектакле. Маэстро стремился передать оркестру всю мистическую мощь партитуры Мусоргского часто через замедленные, медитативные темпы. Музыканты поначалу откликались формально, но ближе к финалу все же смогли проникнуть в сакральные глубины этой чужой для них музыки.

Первый кубанский лауреат "Золотой маски" рассказал о проблемах театра

Плотный симфонизм оркестровки Шостаковича труден для певцов. В основном солисты в Милан были выписаны из Мариинского театра. Но ансамбль все равно получился пестрым. Похоже не у всех исполнителей получилось противопоставить собственную индивидуальность воинствующему режиссерскому бессилию. Наверное, оттого князь Хованский у Михаила Петренко получился лишь вульгарным властолюбцем без какого-либо достоинства, а образ Шакловитого в исполнении Алексея Маркова оказался совсем не заметным, Досифей же Станислава Трофимова врезается в память роскошным голосом. При этом Сергей Скороходов (князь Андрей Хованский) представил одну из самых лучших работ, как в актерском, так и вокальном плане, а вот Евгений Акимов в образе князя Голицына был очень интересен драматически, но не музыкально, часто срывался на откровенную мелодекламацию. Мусоргский, конечно, сближал разговорные и певческие интонации, но абсолютно все партии, включая второстепенные, в которых хороши были и не мариинские солисты Ирина Ващенко (Сусанна), Евгения Муравьева (Эмма), Максим Пастер (Подьячий), требуют полномасштабного вокального мастерства.

Сказать честно, "Хованщина" стала серьезным испытанием и для технических служб (так, например, на следующий день после финального представления премьерной серии гримеры театра всерьез обсуждали возможность очередной фирменной забастовки, и лишь только из-за того, что закончили работу на полчаса позднее привычного), и для итальянских зрителей, большинству из которых постижение русского шедевра стало титаническим трудом.

Но те, кто оказался готов его понести, были в абсолютном восторге. И, заслышав русскую речь, подходили и взахлеб рассказывали о том, как в Италии - на родине оперы любят и ценят российских певцов, и непременно заканчивали беседу категорической просьбой: передать огромную благодарность Валерию Гергиеву.

Музыкальный театр