Так, с "фейк-ньюс" в интернете за последние года-два сталкивался 31% россиян, на телевидении - каждый пятый опрошенный (20%), в газетах уже гораздо меньше - 7%, а на радио - 5%. В целом, данные исследования показывают, что люди с высшим образованием чаще замечают ложную информацию.
Так, по данным опроса, почти половина (47%) россиян не сталкивались с "фейк-ньюс", при этом среди людей с неполным средним образованием эта доля достигает 71%, среди респондентов с высшим образованием - 38%.
Подавляющее большинство (74%) из тех, кто сталкивался с недостоверными новостями в СМИ, считают, что такие новости были опубликованы умышленно. И только 17% респондентов полагают, что "фейк-ньюс" могли появиться из-за непреднамеренной ошибки журналистов.
Интересно, что большинство опрошенных (62%), получивших ложную информацию, с самого начала подозревали, что тут что-то нечисто. Среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга эта доля еще выше - 74%. Но треть (31%) респондентов сначала поверили недостоверным новостям и только потом узнали, что они были ложными (42% среди жителей сел).
Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров считает, что масштаб проблемы распространения "фейк-ньюс" быстро растет. "Хотя бы однажды с такими случаями сталкивалась уже почти половина опрошенных в возрасте 18 лет и старше. И если москвичи и петербуржцы склонны всегда быть настороже и даже преувеличивать свою критичность и подозрительностей в восприятии таких новостей, то провинциалы и особенно селяне оказываются перед ними беззащитны”, - пояснил он.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"