По его словам, Россия сохранила научную школу, расширила экспериментальную, исследовательскую, материаловедческую базу и может серьезно укрепить свои позиции в создании авиационной техники и материалов нового поколения для нее.
- Об этом мало кто знает, - рассказал "РГ" академик Каблов, - но государств, способных производить современные авиационные турбореактивные двигатели, меньше, чем стран, обладающих ядерным оружием. Или тех, что запускают в космос спутники. Всего четыре страны - Великобритания, Россия, США и Франция - владеют технологиями полного цикла создания современных турбореактивных двигателей. Тот же Китай, к примеру, несмотря на предпринимаемые усилия, добиться этого пока не может. Да, китайские ученые быстро скопировали наш истребитель Су-27, однако скопировать его двигатель АЛ-31Ф им до сих пор не удалось.
И вынуждены покупать его в России?
Евгений Каблов: Да. Вот почему технологии разработки авиационных двигателей оберегаются как важнейшая государственная тайна. И касается это не только военной авиации, но и гражданского флота. Французы, к слову, предложили нам газогенератор в составе совместного с НПО "Сатурн" двигателя Sам-146, который устанавливается на самолеты Sukhoi SuperJet 100. Но российских разработчиков к газогенератору и близко не подпустили. ЦИАМ - Центральный институт авиационного моторостроения - даже ни разу не разобрал, не посмотрел, что у них там ломалось. Хотя поломки были, и в каждой такой ситуации газогенератор отвозили на ремонт во Францию - там все сами делали, не приглашая российских специалистов.
Повторю: к газогенератору чужих не подпускают…
Полностью интервью генерального директора ВИАМ академика Евгения Каблова публикуется в выпуске "Наука и технологии" и будет доступно на сайте "РГ" 22 апреля