Как сообщили РИА Новости в пресс-центре МВД России, оцениваться ответы будут в зависимости от степени влияния задачи на безопасность дорожного движения. В Госавтоинспекции пояснили, что рассматривается способ оценки, применяемый в некоторых европейских странах. Представим себе, кандидат в водители ответил неправильно на вопрос. Если в реальной ситуации на дороге его неправильный ответ не приведет к аварии, то он получает один балл. Например, если кандидат неправильно ответит на вопрос, "сколько полос для движения имеет эта дорога", то в реальной жизни к аварии такой ответ не приведет.
Но если он ошибся в ответе, кто первым должен проехать перекресток или в каком порядке, то понятно, что в реальной ситуации такие действия приведут к ДТП. И за это будет назначен максимальный балл. И человек отправится на переэкзаменовку.
Сдавшим экзамен будет считаться тот, кто по совокупности всех ответов до максимального балла не добрался. Каков будет максимальный балл - пока неизвестно. Равно как и то, сколько баллов за какой неправильный ответ начислят. Неизвестно также, будет ли принята именно эта система или какая-либо другая. Но как приоритетная рассматривается именно она.
Напомним, что сейчас теоретический экзамен принимают несколько иначе. Если кандидат в водители допустит одну ошибку, он получит пять дополнительных вопросов по той же теме и дополнительных пять минут на ответы. Если он ошибется дважды в основных вопросах, то получит десять дополнительных вопросов и десять минут времени. При трех неправильных ответах - экзамен не сдан. При неправильном ответе на дополнительный вопрос - экзамен не сдан.
Также, ГИБДД планирует пересмотреть задачи теоретического экзамена. А именно сделать задания под каждую категорию.
Сейчас у нас всего для теоретического экзамена есть 800 задач, которые поделены на 40 билетов. По 20 вопросов в каждом. Также билеты разделены на два комплекта. Первый предназначен для тех, кто собирается получить права на категории "М" - мопеды, "А" - мотоциклы, "В" - легковые автомобили или подкатегории "А1" - легкие мотоциклы и "В1" - трициклы и квадрициклы. Второй комплект билетов предназначен для тех, кто желает открыть себе категории "С" - грузовики и "D" - автобусы, а также подкатегории "С1" - грузовики с разрешенной массой до 7,5 тонны, "D1" - автобусы с количеством пассажирских мест до 16.
Но у нас также есть категории "ВЕ", "СЕ", "DЕ" и подкатегории "С1Е", "D1Е". Эти категории дают право управлять составами транспортных средств. Но отдельных билетов сейчас нет. Поэтому тем, кто сдает экзамен, чтобы получить право на управление автомобиля с прицепом, приходится сдавать тот же теоретический экзамен, который они сдавали при получении прав необходимой основной категории.
У нас также есть права категории "Тм" - трамвай и "Тb" - троллейбус. У таких водителей экзамен принимается по комплекту билетов, предназначенных для грузовиков и автобусов. Кстати, свои особенности есть и у мотоциклов. У них ведь всего два колеса, а не четыре. Поэтому странно им задавать вопрос о том, какие действия нужно предпринять, если машина попала в занос, из-за того, что двумя колесами выскочила на обочину.
Понятно, что в результате этой работы увеличится не только количество комплектов билетов, но и количество задач. Заместитель начальника отдела ГУ ОБДД МВД РФ Николай Гиляков, предположительно, в билете будет большее количество задач - например, 50. Сейчас Госавтоинспекция изучает международный опыт приема экзаменов на право управления в таких странах, как Германия, Норвегия и Великобритания.
Как сообщили корреспонденту "РГ" в Госавтоинспекции, одна из главных задач сделать так, чтобы кандидат в водители задумывался над предложенными ситуациями и выбирал вариант ответа, основываясь на своих знаниях, а не на зазубренных наизусть билетах.
Напомним, что в той же Германии реализован именно такой подход к теоретическому экзамену. У нас из всех предложенных вариантов ответов на поставленную задачу правильный ответ только один. В Германии правильных ответов на один вопрос может быть несколько. И кандидат в водители должен указать их все. Если он какой-то из правильных ответов не укажет, то ему будет начислен штрафной балл.
Вполне возможно, что и такой подход будет рассмотрен при подготовке нового порядка приема экзаменов.
Также, Госавтоинспекция предлагает изменить и порядок приема практического экзамена. А именно объединить два экзамена - проверку первоначальных навыков управления и вождение в городе - в один. Этот предложение вызвало массу споров. Сейчас проект постановления правительства, предусматривающий такой порядок, вместе с таблицей разногласий находится на рассмотрении в минюсте.
Если постановление будет принято, то Госавтоинспекции придется выпустить новый регламент по приему экзаменов. И, возможно, в нем будет прописан новый порядок приема в том числе теоретического экзамена. Разработать новые билеты ничто не мешает уже сейчас. Ведь они утверждаются начальником Госавтоинспекции МВД России.
Пока Госавтоинспекция собирается менять порядок приема экзаменов, минтранс собирается изменить систему подготовки водителей и поделить их на любителей и профессионалов. Впрочем, поправки, которые предлагает ведомство, довольно спорные.