Красота требует пожертвований
У антиклерикальных настроений в обществе есть вполне конкретная точка отсчета. Это Великая французская революция, которая, с одной стороны, привела к радикальному перевороту социальной и политической системы Франции, а с другой, нанесла зубодробительный удар по католической религии.
Революционеры расправлялись со служителями культа, разрушали церкви, разоряли монастыри. Кстати, тогда досталось и Нотр-Даму. Были уничтожены статуи королей на его фасаде, повреждены витражи и порталы. Да и неизвестно, чтобы в те бурные времена с ним произошло, если бы новая власть не решила превратить его в некий храм Разума, где намеревались внедрять в широкие народные массы культ, отрицающий какую-либо религию, и христианскую в первую очередь. Правда, позже этому экстремизму, как это бывает, положили предел, в частности, благодаря Бонапарту, который в декабре 1804 года под сводами Нотр-Дама короновался императором французов в присутствии папы римского Пия VII.
Но возврата к прежнему статусу в полной мере не было. Лишенная многих привилегий, в том числе богатых земельных угодий католическая церковь уже не имела прежнего веса в обществе, а в 1905 году вообще была отделена от государства.
Каково ее нынешнее состояние в стране, где одним из главных принципов провозглашена светскость, часто в достаточно жестокой форме, что, конечно, отражается на самой церкви и на храмах? В стране свыше 40 тысяч церквей и прочих культовых сооружений. Часть из них, самых знаменитых, как Нотр-Дам, соборы в Реймсе, Руане и ряде других являются государственной собственностью, а подавляющее большинство переданы органам местного самоуправления, которые в принципе обязаны содержать их в сносном виде. Но на это элементарно не хватает средств даже у не самого бедного в мире государства. Так министерством культуры на исторические памятники, а они не только архитектурные, ежегодно выделяется всего лишь три процента бюджета. Что касается церкви, то она в соответствии с законом от 1905 года вообще из казны не получает ни одного евро.
На собственные же средства, а это в основном пожертвования прихожан, особенно не разгуляешься, если учесть, что с каждым годом в стране их число сокращается. По последним данным лишь 4,5 процента французов, считающих себя католиками, посещают храмы. Да и самих служителей церкви становится все меньше. Дело дошло до того, что сегодня на одного приходского священника приходится 21 церковь.
Причем многие храмы приходят в упадок. Не так давно общественность взбудоражило известие о том, что в Аббевиле, это на северо-западе страны, мэрия приняла решение сравнять с землей неоготическую церковь Святого Жака постройки 1868 года, находившуюся в аварийном состоянии, ибо не было средств на ее ремонт. И таких примеров великое множество. Подсчитано, что в ближайшие 15-20 лет идентичная судьба может постичь еще 2800 церквей и часовен. Конечно, Конфедерация епископов Франции, головная организация католиков страны, находит порой сотни тысяч, а то и несколько миллионов евро, чтобы спасти ту или иную базилику. Что касается местных властей, то, когда перед ними стоит дилемма отреставрировать пустующую церковь или отремонтировать дорогу в городе, выбор чаще всего изначально предрешен - он не в пользу храма.
Как считают защитники памяти Франции, воплощенной в исторических памятниках, а это, естественно, церкви и другие, порой многовековые, культовые строения, необходимо коренным образом менять политику на государственном уровне.