22.04.2019 11:26
Кинократия

"Отец Ночь": латвийский фильм о Холокосте в программе ММКФ

Текст:  Дмитрий Сосновский
Латыш Жанис Липке вошёл в историю тем, что спас десятки евреев во время оккупации немцами Риги. В 2018 году режиссёр Давис Симанис-младший снял об этом историческую драму, которая на родине привлекла к себе пристальное внимание. Теперь фильм Симаниса-младшего приехал на 41-й ММКФ, чтобы поучаствовать в конкурсе. И правильно: увеличения числа зрителей "Отец Ночь" вполне заслуживает.
/ youtube.com/ Mistrus Media
Читать на сайте RG.RU

Автор фильма фокусируется на фигуре Липке, который впоследствии получил в Израиле почётное звание праведника мира (наряду с небезызвестным Оскаром Шиндлером и сотнями других неевреев, совершивших аналогичный подвиг), в большей степени, чем на живописании нацистских зверств. Нет, последние тут, конечно, в достаточной мере присутствуют, а от короткой - буквально несколько минут длиной - сцены отправки женщин с детьми на массовый расстрел (хотя сам он остаётся за кадром), кровь стынет в жилах.

"Тренинг личностного роста": сделка с совестью в зоне комфорта

Впечатление от тяжелых сцен картины усиливается благодаря добротно выполненной технической стороне проекта, и в графе "аутентичность" можно смело ставить галочку: фактурный каст, костюмы и декорации оккупированной Риги - на месте, персонажи говорят на своих языках - звучат латышский, немецкий и идиш.

Да, натуралистичных эпизодов геноцида здесь немало, но в центре внимания всё же находится эволюция протагониста. За полтора часа простой человек, отнюдь не святой и совсем не чуждый обычным и понятным страху и эгоизму, проходит путь от боязливого конформиста до подлинного героя, налаживая хитрую и дерзкую систему вызволения заключенных из лагеря под самым носом у немцев.

За этой благородной авантюрой, не раз ставившей Липке и его семью на самый край могилы, проглядывают жуткие людские трагедии. Одна из них в фильме связана с малодушным (но всё же не таким уж недоступным для понимания) поступком самого Жаниса, ставшим своего рода спусковым механизмом для начала его преображения, которое таким образом оказывается некоей формой искупления.

41-й ММКФ: "Надо мною солнце не садится" - "1+1" по-якутски

Специфическая ситуация, сложившаяся с официальным толкованием в прибалтийских республиках советского прошлого и, в частности, событий Второй мировой войны - дело давно и печально известное и отдельного описания не требующее. Бескомпромиссное уравнивание красного с коричневым - тенденция, проявившаяся во многих бывших частях СССР, но в трёх северо-западных республиках она сразу обрела самый яростный характер. Что находит горячее понимание и у некоторых из российских деятелей культуры - достаточно вспомнить недавнее "Холодное танго".

Есть, однако, одна тема, связанная с войной, в отношении к которой во всём мире существует железный консенсус с нулевой терпимостью к любым ревизионистским поползновениям. Разумеется, речь идёт о Холокосте. И в этом контексте - хотят этого всеразличные десоветизаторы или нет - политизированность упомянутого уравнивания становится вполне очевидной, а разница - более чем заметной. И поэтому картина латвийского производства об этом вызывает в нашей стране особый интерес.

4.0

Рецензии