Расстояние в 1062 километра было преодолено экспедицией за четыре дня. Цель - вернуть имена безвестно пропавших на полях стражений дедов и прадедов, узнать, как память о наших предках живет в нас - сегодняшних.
Началась экспедиция "Имя воина" в Спасо-Богородицком Одигитриевском женском монастыре под Вязьмой, который строится на месте боев 1941 года. Здесь в "Вяземском котле" в ходе немецкой операции "Тайфун" в октябре 1941 года погибли и были взяты в плен около миллиона человек. Сотни тысяч защитников Отечества погибли, закрыв путь к наступлению немецко-фашистских войск на Москву.
Одно из служений сестер монастыря - ведение синодиков воинов, погибших в Великую Отечественную войну, их ежедневное поминовение. В синодике уже более 18 тысяч имен.
Здесь, в строящемся монастыре, участники экспедиции освятили новые списки иконы "Вяземская ратная", с которой и отправились на белорусскую землю. Одну икону подарили Свято-Николаевскому гарнизонному храму в Брестской крепости, другую храму Всех Святых в Минске, в котором захоронены останки солдат Великой Отечественной войны 1812 года, Первой мировой воны и Великой Отечественной войны.
Эта икона помогает находить имена воинов и ей, в скором времени, придет всенародное признание.
…Беларусь встретила путников солнечной погодой, зеленеющими просторами, чистотой и цветущими яблонями. Утром следующего дня возложили цветы к мемориалу "Курган Славы", насыпанный руками людей в память о завершении операции "Багратион" и освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В июле 1944 года во время крупнейшей наступательной операции в "Минский котел" попала 150-тысячная группировка гитлеровских войск - отсюда 75 тысяч пленных фашистов отправили в Москву и провели по ее улицам.
А потом слушали колокола Хатыни. Немцы сожгли в Беларуси более 9 000 деревень, из них более 800 со всем населением, разрушено 270 городов.
Завершился день в Музее истории Великой Отечественной войны - экспозиция музея поразила обилием экспонатов. Один из залов рассказывает о самом большом лагере военнопленных Шталаг-352, через который перегонялись в Польшу и Германию пленные, взятые под Вязьмой. Шталаг-352 был создан в августе 1941 года. Фронт ушел на восток. Блицкриг в те дни еще казался немцам реальностью. "Советские солдаты, убитые, замученные и похороненные в могилах-площадях, в большинстве своем известны нам по именам, потому что документы о них остались, а следовательно, мы можем восстановить и их жизненную биографию; значит, мы сохраним их в памяти народа поименно, лично и отдельно, потому что мы народ..." - писал о лагере Андрей Платонов.
В Брестской крепости-герое автоэкспедицию встретил директор музея Григорий Бысюк. По плану фашисткой Германии, защитники крепости должны были сдаться к 12 часам первого дня войны, но оборонялись 32 дня, заложив дух Победы.
В сорок первом не только Брестская крепость сражалась, сражалась и огромная армия западнее Минска. Там пленили около 300 тысяч человек. Как они сражались! После выхода с территории Беларуси, командующий группы армии "Центр" Федор Фонбок докладывал: "Мой фюрер, войска истощены." Потери в некоторых армиях составляют от 40 до 50 процентов. Практически вся Европа кроме Англии была выведена из строя, но занять Москву, Ленинград, Донбасс к осени сорок первого у немцев не получилось. Ударили первые морозы, а тут еще Вяземское, Брянское окружения. В одном Вяземском окружении 28 немецких дивизий сковало! То самое число дивизий, которые должны были брать Москву.
На территории крепости не только проходят смены почетного караула, но кладутся кирпичи. Директор крепости Григорий Бысюк рассказал о реставрации, на которую в 2018-2020 годах выделено Союзным государством 319,2 млн рублей. В 2018 году на работы было выделено 96,7 млн рублей. В текущем году объем финансирования составил 118,3 млн, в 2020 году - 104,1 млн рублей. В здании Белого дворца, руины которого сейчас консервируется, был подписан Брестский мир. Предполагается создание трех самостоятельных музейных объектов, ремонт и консервация руин казармы 333-го стрелкового полка, капитальный ремонт моста через реку Мухавец. Также мемориал ждет постоянная подсветка, а не только по праздникам.
Нынешняя молодежь - последнее поколение, которое имеет возможность пообщаться с участниками Великой Отечественной войны. А есть живые защитники крепости?
Григорий Бысюк: Еще живы трое защитников Брестской крепости. Прототипом главного героя Сашки в фильме "Брестская крепость", который снят на деньги Союзного государства, был пятнадцатилетний Петя Клыпа, один из немногих выживших защитников крепости. Он живет в Москве и ему в мае исполняется 90 лет.
С чего началось создание музея?
Григорий Бысюк: 21 июня 1941 года в газете "Красная звезда" появилась статья журналиста Семенова под названием "Год назад в Бресте". В ней не было фамилий, так как журналист пользовался трофейной информацией о Брестской крепости. Но какие в ней были сообщения о боях в крепости! Это всех поразило, некоторые укрепления горели с живыми людьми. С этого и начался сбор материалов. Сейчас информация приходит из немецких источников, во время поисковых работ - недавно были найдены остатки семилетнего ребенка.
В каком году была открыта первая экспозиция?
Григорий Бысюк: В 1956 году, а мемориал - в 1971 году. Брестская крепость объект - значимый не только для белорусов, но для всех жителей СНГ. Здесь соединяются сердца поколений. В мае Брестская крепость встретит 25-миллионного посетителя, а в сентябре город Брест отметит свое тысячелетие.
- Закончился третий этап автоэкспедиции "Имя воина", - рассказывает организатор поездки, президент благотворительного фонда "Строим монастырь" Галина Храмцова. Мы проехали по дороге Москва - Брест, которая для меня - главный нерв Великой Отечественной войны. Вся Беларусь - это единое поле подвига и мужества советского солдата и белорусского народа. За эти несколько дней мы побывали на "Кургане славы", в музее Великой отечественной войны, в храме -памятнике Всех Святых в Минске. Участники автоэкспедиции и два фонда "Строим Монастырь" и "Православные инициативы" преподнесли в дар храму Всех Святых икону Богородицы Одигитрия "Вяземская ратная".
"Одигитрия" - путеводительница, она не только вывела наших бойцов из окружения под Вязьмой, но и сейчас ведет по дорогам войны, соединяя храмы и монастыри в молитвенной памяти о воинах. Особым местом для нас в Минске стала территория бывшего лагеря военнопленных Щталаг -352. Туда мы привезли землю из Зарайска, которую нам передали правнуки погибшего в этом лагере солдата. По просьбе потомков ополченцев мы прочитали имена воинов рядом с безымянной могилой. Мы не могли проехать мимо Хатыни, где сконцентрирована боль жителей не только этой деревни, но сотен других деревень Беларуси. И в Смоленской области, где расположен наш монастырь, тоже много деревень, разделивших эту страшную судьбу. Конечной нашей точкой на маршруте был Брест. Сейчас крепость в цвету, много семей гуляет по берегу реки Буг, а в первые дни войны Цитадель стояла на смерть, в огне даже кирпичи плавились. Мы зашли в гарнизонный Свято-Николаевский храм. Настоятель рассказал нам о судьбе этого храма. Храм, как воин, несколько раз "умирал", но возродился. И мы рады, что на стенах, хранящих шрамы войны, теперь будет висеть икона Богородицы Одигитрия "Вяземская ратная".
По дороге в Москву мы не раз вспоминали людей, которые повстречались в Беларуси. Их искренность, добросердечность, открытость нас покорили. Уже в пути мы начали получать имена воинов из Беларуси, которые прислали на почту сайта "Строим монастырь" их потомки. Имена будут записаны в синодик для вечного поминовения в Спасо- Богородицком Одигитриевском женском монастыре под Вязьмой.