23.04.2019 20:02
Экономика

Развернута подготовка интеграции пространства ЕАЭС

Развернута работа по сопряжению интеграционных процессов на пространстве Евразийского экономического союза с реализацией китайской инициативы "Один пояс и один путь"
Текст:  Юлия Магдалинская
Российская газета - Спецвыпуск: Дыхание Китая №90 (7848)
В апреле президент России Владимир Путин посетит Пекин, где он будет главным гостем на форуме "Один пояс и один путь". О перспективах участия России в этой инициативе и новых точках роста в торгово-экономическом сотрудничестве двух стран "Дыханию Китая" рассказал министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
Читать на сайте RG.RU
Денис Мантуров: У наших стран большие перспективы взаимовыгодных двусторонних проектов

Денис Валентинович, какое значение для развития российской промышленности может иметь китайская инициатива "Один пояс и один путь"?

Денис Мантуров: Хотя Россия не является непосредственной участницей проекта "Один пояс и один путь", наши страны развивают всеобъемлющее партнерство и стратегическое взаимодействие. Оно охватывает инвестиционное сотрудничество, инфраструктурное строительство и промышленную кооперацию. Кроме того, развернута работа по сопряжению интеграционных процессов на пространстве Евразийского экономического союза с реализацией китайской инициативы. По линии внешнеполитических ведомств функционирует рабочая группа, прорабатывающая все актуальные вопросы в рамках этого процесса. В результате могут появиться конкретные проекты взаимовыгодного сотрудничества в различных секторах промышленности.

В мае прошлого года в рамках Астанинского экономического форума было подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Документ определяет порядок взаимодействия в таких важных секторах, как транспарентность, защитные меры в торговле, техническое регулирование, санитарные, фитосанитарные и ветеринарные меры, таможенное сотрудничество, защита интеллектуальной собственности, госзакупки, электронная коммерция и др. Безусловно, это мотивирует компании наших стран более активно работать над совместными проектами. Ожидаем, что реализация соглашения будет вести к увеличению уровня экономической взаимосвязи между странами ЕАЭС и КНР, в том числе по тем направлениям, где сейчас взаимодействие идет в рамках двусторонних механизмов: по гражданской авиации и гражданскому авиастроению, поставкам сырья, радиоэлектронике, оборудованию. Кроме того, синхронизированное строительство ЕАЭС и "Одного пояса и одного пути" - важная составная часть формирования Большого евразийского партнерства, к которому в перспективе могли бы присоединиться также страны СНГ, ШОС, АСЕАН и др.

Сотрудничество Китая и России будет укрепляться

Подводя итоги недавно прошедшей сессии Всекитайского собрания народных представителей, премьер Госсовета Ли Кэцян заявил: "Китай и Россия должны не только стабилизировать товарооборот на достигнутом в прошлом году уровне (он превысил 100 миллиардов долларов), но и работать над его удвоением". Как вы думаете, как скоро потенциал нашего сотрудничества позволит добиться этого?

Денис Мантуров: Хотел бы подчеркнуть, что потенциал российско-китайского торгово-экономического сотрудничества реализован пока в своей меньшей части. Задача удвоения достигнутых объемов двустороннего товарооборота может быть решена уже в среднесрочной перспективе. Условие только одно: если правительства наших стран будут проводить последовательную и целенаправленную политику по максимальному стимулированию и расширению внешнеторговых и инвестиционных связей между Россией и Китаем, созданию максимально благоприятных условий для проведения расчетов, устранению системных барьеров в торговле.

Большие перспективы есть у наших совместных проектов в авиастроении (создание широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета и тяжелого гражданского вертолета), двигателестроении, железнодорожном строительстве. Ключевой статьей товарооборота с Китаем в обозримой перспективе останется экспорт российских энергоносителей - с учетом намеченного на этот год запуска газопровода "Сила Сибири", поставки по которому после его выхода на проектную мощность должны составить 38 миллиардов кубометров в год. Еще одной серьезной точкой роста является сотрудничество в сфере атомной энергетики. В начале этого года ГК "Росатом" подписала генеральный контракт на строительство двух блоков четвертой очереди Тяньваньской АЭС. Его реализация придаст новый импульс экспортным поставкам в Китай российской машинно-технической продукции.

Денис Мантуров: В контексте китайской инициативы "Один пояс - один путь" в перспективе может быть востребован проект по созданию цифровой платформы для отслеживания перемещения грузов

Российские производители готовы также наращивать поставки в Китай сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. По итогам 2018 года экспорт этой категории товаров вырос более чем на 50 процентов. Наиболее перспективными направлениями являются поставки молочной продукции и замороженного мяса птицы, а также востребованные на китайском рынке кормовые культуры.

Укрепление взаимовыгодных партнерских связей с Китаем является важной частью нашей работы и по промышленному развитию российского Дальнего Востока. Мы создаем там максимально свободные и комфортные условия для размещения капиталов и производств. Такой подход положительно оценивают наши китайские коллеги. Не случайно участниками IV Восточного экономического форума, проходившего в сентябре прошлого года во Владивостоке, стали руководители таких крупнейших госпредприятий, как Китайская национальная ядерная корпорация, Китайская зерновая корпорация, Китайская электроэнергетическая корпорация, Китайская энергетическая инвестиционная корпорация.

Объем внешней торговли провинции Хайнань вырос почти на половину всего за год

Отмечу, что Россия и Китай приступили к активной реализации совместных инфраструктурных проектов на приграничных территориях. Речь идет о строительстве трансграничных мостов и оборудовании российско-китайских пограничных переходов. Недавно завершилось соединение российской и китайской частей железнодорожного моста Нижнеленинское-Тунцзян через реку Амур. Реализация подобных инфраструктурных проектов позволит создать более благоприятные условия для активизации такого важного направления торгово-экономического сотрудничества, как приграничная торговля и инвестиции в разработку месторождений полезных ископаемых, создание современных аграрных и промышленных комплексов.

Устойчивый прирост двустороннего товарооборота способна обеспечить и трансграничная электронная коммерция. Потенциал роста в этой сфере представляется весьма значительным.

Осенью 2018 года вы приняли участие в открытии Первой китайской международной ЭКСПО, на которой председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев особо подчеркнул, что Россия сможет довести объем экспорта, не связанного с сырьем и энергетикой, до 250 миллиардов долларов. Какие отрасли российской промышленности в связи с этим могли бы увеличить свое присутствие?

Денис Мантуров: В двусторонней торговле у нас с китайскими партнерами уже сформировались определенные тренды, которые мы, конечно, будем развивать. С учетом интереса КНР к продукции российского лесопромышленного и сельскохозяйственного комплексов, а также пищевого производства, наиболее перспективно, на мой взгляд, укреплять взаимодействие в этих сферах. При этом основная задача - перейти от поставок сырья и полуфабрикатов к экспорту готовой продукции глубокой переработки. В деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности это мебель, домокомплекты, качественные строительные детали и материалы, различные виды картона и бумаги, упаковка.

В отношении пищевой продукции уже сейчас китайские потребители проявляют значительный интерес к российским кондитерским изделиям, меду, мороженому, муке, маслу, алкоголю, безалкогольным напиткам, а также полуфабрикатам, деликатесам и субпродуктам из мяса и рыбы. Хорошие перспективы по этому сегменту открывают подписанные в 2018 году протоколы о взаимном допуске на рынки двух стран молочной продукции и замороженного мяса птицы. Поставки мяса уже начались, первые партии молока готовятся к отгрузке.

Россия увеличивает транзит на направлении Европа - Китай

Отмечу также, что при всей своей конкурентности китайский рынок потенциально интересен для российских производителей отдельных видов машинно-технической продукции. К ним относятся, например, комплектующие для авиа- и судостроения, сельхозтехника, энергетическое оборудование. Тем более что на проходившей в марте второй сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) намечен ряд мер по улучшению деловой среды, в которой действуют в Китае национальные и иностранные компании. Среди них расширение числа сфер экономики, доступных для предприятий, основанных исключительно на иностранном капитале, включая сельское хозяйство, индустрию услуг, горнодобывающую и обрабатывающую промышленность. Существенным потенциалом обладают и такие сферы, как промышленные инновации, информационные технологии, программное обеспечение, аудиовизуальная продукция.

Ожидается, что на форуме "Один пояс и один путь" в присутствии лидеров России и Китая компания "Вертолеты России" и ее китайский партнер Avicopter (входит в корпорацию Aviation Industry Corporation of China) подпишут контракт по созданию перспективного тяжелого вертолета AHL. Насколько высока вероятность этого события? Какие еще высокотехнологичные проекты могут стать предметом детального обсуждения в рамках предстоящего форума?

Денис Мантуров: По проекту создания перспективного тяжелого вертолета компании сторон - "Вертолеты России" и Avicopter уже проработали все коммерческие и большую часть технических вопросов. Контрактные документы согласованы, парафированы и подготовлены к подписанию, которое мы ожидаем в ближайшее время. Таким образом, в Китае все более отчетливо формируются два сегмента вертолетной техники российского производства. Это военно-транспортные вертолеты, прежде всего Ми-8/17 и Ка-28, и гражданские Ми-8/17, тяжелые вертолеты Ми-26ТС, а также, возможно, "Ансат" и Ми-171А2. С учетом этого мы совместно с китайскими коллегами серьезно рассматриваем вопрос о создании там четырех сервисных центров по обслуживанию и ремонту российских вертолетов.

Число сторонников концепции сообщества единой судьбы в мире растет

Помимо создания перспективного тяжелого вертолета Россия и Китай ведут работу над совместным проектом семейства перспективных широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов CR929. Этот проект хорошо вписывается в концепцию "Один пояс и один путь", одними из базовых принципов которой являются взаимосвязанность и транспортная доступность. Он дает нашим странам возможность развивать национальные и международные авиаперевозки с использованием самолетов собственной разработки. Убежден, что немало других перспективных инфраструктурных и индустриальных проектов стороны обсудят в ходе работы этого представительного международного форума.

ВЭД