14.04.2019 20:09

    Россия увеличивает транзит на направлении Европа - Китай

    Согласно экспертным оценкам, мировой рынок логистических услуг находится на грани стагнации. Тенденции и риски в этой сфере связаны с экономической политикой США и новыми торговыми войнами, которые сильно влияют на позиции российских поставщиков на внешние рынки.
    РИА Новости www.ria.ru
    РИА Новости www.ria.ru

    Как рассказала член совета Гильдии логистических операторов, партнер исследовательского агентства M.A. Research Людмила Симонова: "Так или иначе, но все эти торговые войны между США и Китаем будут влиять на всех мировых игроков. Всемирный банк и Международный валютный фонд считают этот год наиболее сложным для глобального рынка в плане адаптации к новым торговым условиям".

    По ее словам, наиболее стабильное развитие внешнеэкономической деятельности российских компаний сегодня может наблюдаться со странами АТР. Сейчас на Китай приходится более трети российского импорта машин, оборудования и транспортных средств, 15 процентов химических товаров, 36 процентов текстильных изделий и обуви, 50 процентов кожевенного сырья. Наиболее быстро растущий сегмент - перевозки контейнеров железнодорожным транспортом. Если еще 5 лет назад транзит по территории РФ измерялся десятками тысяч "ящиков", то в этом году их планируется перевезти свыше 700 тысяч.

    Основные тенденции в этом сегменте приходятся на продолжение перераспределения грузопотока в пользу контейнерных перевозок и переключение контейнеропригодных грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт, а также удвоение транзитных железнодорожных перевозок Китай - ЕС - Китай к 2024 году. Как отметил первый замгендиректора РЖД Александр Мишарин, сегодня грузы идут не только из Азии в Европу, но и в обратном направлении. Обратная загрузка фиксируется на уровне 80 процентов.

    Перспективы развития конкурентоспособности железной дороги - в повышении качества логистического продукта: доставка должна вестись не от порта к порту, а от двери к двери. Однако тут есть препятствия, от РЖД не зависящие. "На Евразийском континенте более 600 тысяч километров железных дорог, которые имеют большие технологические различия. Это не только разница между колеей 1520 и 1435 мм. Почти 100 тысяч километров железных дорог имеют колею 1670 мм, в частности, мощнейшая сеть Индии, которая практически не соединена с общей сетью ни технологически, ни нормативно", - отметил Мишарин.

    На Китай приходится более трети российского импорта машин, оборудования и транспортных средств

    Российский рынок международных автоперевозок также демонстрирует переориентацию грузопотоков на Китай. По данным Росавтотранса, в 2018 году объем перевозок между Россией и Китаем увеличился на 17 процентов и превысил 2,8 миллиона тонн. 77 процентов грузов перевезено российскими дальнобойщиками. "Благодаря вступлению в силу нового Соглашения между правительствами РФ и КНР о международном автомобильном сообщении российские транспортные средства могут перемещаться по территории Китая без каких-либо ограничений по маршруту следования", - рассказал гендиректор Росавтотранса Алексей Двойных.

    С учетом активизации автоперевозок между РФ и Китаем становится очевидным, что в ближайшие десятилетия автодорожная инфраструктура коридора "Европа - Западный Китай" потребует значительного усиления. Для этого будут построены и модернизированы более 800 километров участков федеральных трасс, что сократит время в пути, например, от Москвы до Самары вдвое - с 16 до 8 часов. Российская часть проекта включает 2,4 тысячи километров дорог, сюда в том числе входит и строящаяся трасса М-11. В составе коридора также будет построен скоростной участок дороги Москва - Нижний Новгород - Казань. Общий объем финансирования этого проекта - 655 миллиардов рублей, из них 264 миллиарда - внебюджетные средства.

    Протяженность коридора "Европа - Западный Китай" в целом составляет 8500 километров, это примерно 10 суток пути. Его преимущества очевидны, если учесть, что железнодорожный маршрут по Транссибирской магистрали составляет 11,5 тысячи километров и занимает 14 суток, а морской путь через Суэцкий канал - 24 тысячи километров и 45 суток.

    Как отметил председатель правления ГК "Автодор" Вячеслав Петушенко, создание российской части международного транспортного коридора "Европа - Западный Китай" на сегодня является одним из самых глобальных проектов компании.

    "Европа - Западный Китай" - это коридор, который затрагивает не только внутренние перевозки России, но и экспортно-импортные транзитные перевозки. Поэтому он имеет высокую перспективу, - отметила представитель "Российского экспортного центра" Алевтина Кириллова. - Нашим экспортерам принципиально важно, чтобы логистика была быстрой и качественной, поэтому они должны понимать, по каким направлениям, маршрутам и коридорам и каким видом транспорта они повезут свой груз на экспорт для того, чтобы он был конкурентоспособен на международных рынках".

    655 миллиардов рублей будет вложено в российский участок коридора "Европа - Западный Китай"

    На сегодня уже создан Координационный совет по реализации проекта "Европа - Западный Китай", на базе которого будут решены основные вопросы как технического, так и инновационного характера при строительстве магистрали. Кроме того, РЭЦ моделирует формы взаимодействия экспортного потенциала регионов с возможностью транспортной инфраструктуры. Специалистами центра определяется экспортная нагрузка 38 пунктов пропуска, призванных обеспечить бесшовное прохождение грузов на границах РФ, а также потребность в их модернизации. Также изучаются возможные объемы экспортного наполнения транспортных коридоров по оси Север - Юг и Восток - Запад.

    Очевидно, что дальнейшее развитие международного транспортного маршрута "Европа - Западный Китай" будет включать не только развитие инфраструктурной составляющей всех видов транспорта, но и цифровую трансформацию как бизнес-структур, так и государственных органов. Это потребует комплексного взаимодействия мультимодальных и интермодальных транспортно-логистических центров на основе организации межотраслевой кооперации транспорта и промышленности.

    Поделиться: