24.04.2019 19:04
Экономика

Малый бизнес стал чаще страховать своих сотрудников

Малый бизнес стал чаще страховать своих сотрудников
Текст:  Юлия Кривошапко
Российская газета - Спецвыпуск: Страхование №92 (7850)
Добровольное медицинское страхование (ДМС) восстанавливается после кризиса. По итогам 2018 года сегмент прибавил 8,5 процента (в 2017-м - 1,6 процента), достигнув, по данным Банка России, 151,8 миллиарда рублей.
/ Дмитрий Кощеев
Читать на сайте RG.RU

Количество заключенных договоров выросло за год на 11,1 процента, до 12,3 миллиона единиц.

В этом году, по оценке самих страховщиков, рост может быть в пределах 5-7 процентов. Рынок поддержат коробочные решения для физлиц, телемедицина и программы по защите от критических заболеваний.

Основная доля продаж ДМС по-прежнему приходится на корпоративный сегмент, рассказал руководитель департамента андеррайтинга и урегулирования убытков СК "Уралсиб Страхование" Михаил Дорофеев. "В нашем случае это в основном крупный и средний бизнес, - уточнил эксперт. - При этом многие выбирают полисы с франшизой. Это позволяет сэкономить на добровольном медицинском страховании, но не исключать такую опцию из соцпакета полностью".

Медкарты работников раскроют начальству и страховщикам

По словам директора департамента личных видов страхования компании "Либерти страхование" Марины Тихоновой, если раньше клиентами по ДМС были в основном международные компании, для которых это один из основных пунктов трудового договора, или крупные российские холдинги, то сейчас появляется все больше новых корпоративных клиентов из сектора малого и среднего бизнеса.

"Смещение льгот и компенсаций в сторону медицинского страхования персонала стало трендом последних лет", - констатирует директор департамента андеррайтинга и методологии ДМС "АльфаСтрахование" Александр Лапунов. По его мнению, это дает не только мотивационный эффект для сотрудников, но и благоприятно влияет на повышение страховой культуры в обществе в целом.

В самые базовые пакеты ДМС входит поликлиническое обслуживание с ограниченным количеством специалистов и приемов. Хотя любую базовую программу можно расширить дополнительными опциями: услугами узкопрофильных специалистов, wellness-программами, днями здоровья для коллектива.

Средняя стоимость добровольной медицинской страховки составляет 20-30 тысяч рублей

Расширенные полисы, в зависимости от пожеланий клиента, могут включать в себя вакцинацию, выезды "скорой помощи" в более широком радиусе обслуживания, присутствие врача в офисе, медицинскую помощь при критических заболеваниях, профилактические осмотры, онкопрограммы, чек-апы (комплексное экспресс-обследование организма) и даже лечение за рубежом.

По данным Банка России, средняя страховая премия по ДМС в 2018 году составляла 12,3 тысячи рублей. "Средний размер страховой премии зависит от региона: в Москве она составляет 20-30 тысяч рублей, в регионах 10-20 тысяч рублей", - отметила Марина Тихонова. Стоимость VIP-программы в Москве, по ее словам, может доходить до 100-150 тысяч рублей. В регионах до 80-100 тысяч рублей.

Минздрав определит перечень платных и бесплатных услуг в поликлиниках

По словам заместителя директора департамента урегулирования убытков по личным видам страхования СК "Согласие" Людмилы Страховой, сегодня наиболее популярны программы годового обслуживания, включающие стандартный набор рисков. Это амбулаторно-поликлиническая помощь с вызовом врача на дом, плановое и экстренное стационарное лечение, стоматология.

"Мы фиксируем снижение спроса на дорогостоящие лечебные учреждения и услуги, отказ от страхования родственников сотрудников и в целом желание клиентов снизить стоимость пакета, не уменьшая при этом количество включенных опций", - говорит Страхова.

Доля ДМС в общем объеме страхового рынка сейчас не превышает 10 процентов. Рост сегмента сдерживается целым рядом факторов, отмечают страховщики. Во-первых, это отсутствие законодательной базы, позволяющей страховщикам регулировать свои отношения с лечебными учреждениями. Во-вторых, размытые стандарты оказания медицинской помощи, из-за которых стоимость медицинского обслуживания часто завышается, перечисляет Людмила Страхова. "Это приводит к необходимости повышения цены полисов при желании страхователей, напротив, минимизировать расходы на ДМС", - констатировала эксперт.

ЦБ начнет контрольные закупки страхования жизни

Негативное влияние на рынок оказывает демпинг со стороны страховых компаний, отметила в свою очередь Марина Тихонова. "На фоне стремления клиентов сократить расходы, в том числе на добровольное страхование, конкуренция среди страховых компаний усиливается. В результате ряд игроков начинают использовать демпинг как основной инструмент привлечения клиентов", -подчеркнула эксперт.

По мнению Михаила Дорофеева, ключевая причина торможения сегмента ДМС - неблагоприятные экономические условия. "В последние годы бизнес, чтобы оставаться на плаву, усиленно снижает издержки. Программы ДМС нередко становятся одной из первых статей для экономии, - указывает он. -Тем не менее мы видим позитивный тренд - вместо полного отказа от продукта клиенты выбирают франшизу. Кроме того, стал развиваться розничный сегмент, который совсем не был представлен на рынке".

Страхование