24.04.2019 08:36
Общество

В Астрахани прошли соревнования подводных роботов

Подводные роботы искали в затопленном вертолете важную улику
Текст:  Наталья Коротченко
Российская газета - Неделя - Юг России: №91 (7849)
В Астрахани прошел Кубок России по телеуправляемым подводным роботам. Соревнования, которые одновременно стали испытаниями новых отечественных морских аппаратов, организованы Федерацией судомодельного спорта и Фондом перспективных исследований. Главная цель - поиск новых идей и разработчиков. Пока это направление, по словам экспертов, только в начале пути.
/ Максим Коротченко
Читать на сайте RG.RU

- В советские годы морская робототехника была больше научной, чем прикладной, - говорит председатель оргкомитета, заместитель гендиректора Фонда перспективных исследований Олег Мартьянов. - Сегодня с развитием цифровых технологий, материалов, систем навигации появились новые возможности. Но при этом пока не хватает подпитки молодыми учеными, инженерами, конструкторами. Поэтому мы стали проводить соревнования, чтобы сравнивать разработки, которые появляются в этой области, и находить талантливых ребят.

Как Россия будет готовится к технологическому прорыву

В соревнованиях, которые длились два дня в бассейне корпоративного учебного центра одного из предприятий, участвовали команды из Владивостока, Санкт-Петербурга, Москвы и Астрахани. Каждый робот должен был пройти серию испытаний: ровно погружаться и всплывать, преодолевать препятствия и четко передавать сигнал. В бассейн погрузили модель вертолета. Роботу следовало заплыть в него, "увидеть" надписи и передать информацию на берег, а затем вынести из вертолета на берег небольшой объект - катушку для подводного ружья.

Участники представили собственные разработки подводных аппаратов, которые они изготовили к состязаниям. Это модели телеуправляемых роботов для осмотра морского дна, трубопроводов, портовых причальных стенок, корпусов судов. Аппараты относятся к сверхлегкому классу: весом до пяти килограммов, могут погружаться на глубину до 100 метров и передвигаться со скоростью 1,5 метра в секунду. Роботы снабжены аккумуляторными двигателями, встроенными видеокамерами, программным обеспечением для приема и передачи сигнала. Информация из-под воды транслируется по длинному, тонкому кабелю на экран компьютера на судне.

Каждый аппарат отличается мощностью, маневренностью, внешним видом и, конечно, названием. Николай Свищев, магистрант отделения робототехники Астраханского госуниверситета, представил мобильный подводный аппарат исследовательского класса - MUVIK. Николай изготовил его с нуля.

- Материалы вырезал на лазерном станке, часть деталей - на фрезерном, обрабатывал на токарном, что-то печатал на 3D-принтере, - рассказывает он. MUVIK может немного думать, например, "понимать", что его сносит течением, и удерживаться на нужном участке с максимальной точностью.

Вне конкурса в соревнованиях выступил подводный робот MUR от регионального школьного технопарка Астрахани.

- Мы этот аппарат собрали всего месяц назад. На его примере будем учить школьников. Наш технопарк давно занимается робототехникой, а вот морская появилась впервые - сейчас это очень важное направление, - считает замдиректора технопарка Илья Воеводин.

Как ученики IT-школы в Санкт-Петербурге отправляют роботов в бой

Алексей Боровик и Сергей Гудименко из Владивостока назвали свою модель "Головастик". Кстати, Владивосток считается центром развития таких технологий, но теперь их планируют развивать и в других регионах. Главное преимущество "Головастика" - широкий, до 270 градусов, радиус "зрения" и прекрасная маневренность. Дальневосточники готовы выпустить аппарат в серийное производство и начать продажи.

- У подводных аппаратов широкий спектр для работы, - говорит Алексей Боровик. - А их пока применяют недостаточно, большую часть действий все еще выполняют водолазы. Но водолазу нужно снаряжение, специальная подготовка, требующая времени, к тому же под водой практически нет связи, нет воздуха, а на глубине больше 45 метров очень сильное давление толщи воды, что создает реальную опасность для человека. Куда проще, если всю работу выполнит робот, а человек будет сидеть в тепле на борту судна с джойстиком, смотреть на экран и принимать решение.

- Работа под водой имеет свои особенности: это более агрессивная среда, высокий риск возникновения экстремальных ситуаций. И задача морской роботехники - помочь человеку действовать в этих условиях, - подчеркнул Олег Мартьянов.

Наука Астрахань Юг России