25.04.2019 07:00
Экономика

Уральские литейщики поделились секретами

В отрасли традиционного литья наметилось оживление
Текст:  Татьяна Андреева Ксения Дубичева (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №92 (7850)
За Пасхой наступает Звонильная - единственная неделя в году, когда колокольни православных храмов открыты для всех. Уральские звонницы преимущественно оборудованы колоколами, отлитыми в Каменске-Уральском. Кроме того, специализированные заводы работают в Тутаеве, Воронеже и Жуковском. И на каждом бронзу классического состава (80 процентов меди и 20 олова) льют по оригинальной технологии, выработанной десятилетиями проб и ошибок, со своими секретами микролегирования.
/ Татьяна Андреева/РГ
Читать на сайте RG.RU

Восстановление российской колокольной индустрии с нуля началось всего 30 лет назад. Сейчас в стране ежегодно отливается более 500 тонн колоколов при приблизительной стоимости 1000-1300 рублей за килограмм. Таким образом объемы рынка превышают полмиллиарда рублей. По мнению его участников, в прошлом году наметился рост после двухлетней стагнации. Даже появился контрафакт - подделки под лидеров.

Для главного храма Вооруженных сил отлит самый большой колокол

Первопроходец отрасли, воронежская компания "Вера", только что выполнила крупный заказ для главного храма Вооруженных сил в подмосковной Кубинке - 18 колоколов весом от восьми килограммов до десяти тонн.

- Сейчас мы вышли на 150 тонн литья в год. В лучшие годы производили по 200 тонн, но все еще впереди, - рассказала "РГ" руководитель компании Вера Анисимова. - Наш штат, 40 человек, загружен полностью.

"Вера" серьезно расширяет сбыт за счет поставок по всему миру, предприятие несколько лет подряд побеждало в конкурсе экспортеров областной торгово-промышленной палаты. Кроме того, здесь внедряют инновации в традиционное производство, например, ЧПУ-станки.

Завод в Тутаеве (со штатом 35 человек) льет около 50 тонн колоколов в год и гордится скрупулезным соблюдением традиционной технологии: литья "в землю". А также применением квасного сусла, конского навоза и волоса: их подмешивают к формовочной глине. Подделки под тутаевские колокола, рассказал владелец завода Николай Шувалов, можно отличить по отсутствию клейма.

Общий объем специфического рынка превышает полмиллиарда рублей. В прошлом году на нем начался подъем после двухлетней стагнации

- Сейчас в основном заказы небольшие - затрат много, а прибыль падает, - поделился предприниматель с "РГ", однако признал, что основания для позитивного взгляда в будущее есть.

Новый литейный завод в Кургане сократит долю импортных заготовок

Колокольный завод в Каменске-Уральском тоже не простаивает: продукция расходится по всей стране. Например, здесь отливали набор колоколов для Петропавловска-Камчатского и небольшого поселка на острове Беринг. Каменское литье уже отправляли в те края почти три века назад:  его нашли на месте крушения пакетбота Витуса Беринга.

На заводе работает 30 человек, большинство специфическому мастерству обучалось прямо на месте: в колледжах колокольное дело не преподают, профессия передается из рук в руки.

- Все мы льем по одному профилю, по одной технологии, которая в общем не особо менялась последние 4000 лет, - говорит о коллегах профессиональный металлург Николай Пятков. - Отличия - в точности исполнения плавки, минимум ошибок - и колокол поет, а не мычит.

Завод Пяткова считается предприятием народных промыслов и пользуется региональными льготами - нулевой налоговой ставкой на имущество и землю. Производство потребовало около миллиона долларов инвестиций, отчасти обеспеченных кредитами.

В первом цехе льют колокола до 1,5 тонны. Во втором - крупногабаритные, до 16 тонн, которые пока заказывают редко: для Александро-Невской лавры, храмов Верхотурья и т.п. Очередной шеститонник ожидает отправки в Чебоксары.

Промышленное производство выросло на 2,9 процента в 2018 году

По словам Пяткова, снижение объемов выпуска началось с 2014-го - до 60 тонн в год, в "нулевых" лили по 150 минимум. В Каменске также заметили корректировку предпочтений покупателей в сторону экономвариантов, что называется, числом поболее, ценою подешевле. Заказывают колокола в основном благотворители, часть средств обеспечивают прихожане и "кружечный сбор" пожертвований.

Перспективы развития у рынка есть: полвека назад колоколов в стране практически не осталось, на всю Екатеринбургскую епархию в то время было всего три больших колокола и пять маленьких. Сейчас в епархии 312 храмов и часовен и 115 колоколен. На каждую требуется звонарь, а иногда и не один - в Троицком соборе или Большом Златоусте по праздникам звонят пятеро. Проблему подготовки кадров решают звонарские курсы, которые работают с 2006-го, а в 2014-м преобразованы в Уральский колокольный центр.

- Ежегодно мы выпускаем по 10-20 человек, и потребность не снижается. Всего мы выпустили больше 150 квалифицированных звонарей, которые сейчас звонят в Петербурге и по всему Уралу (в Перми, Кургане, Челябинске), - рассказал "РГ" старший звонарь епархии отец Димитрий Бажанов. - Спору нет, современные мастера выпускают колокола достойного качества. Но здесь, как и в любой деятельности, предел совершенства недостижим - говорим ли мы о хорошем качестве литья или о правильном выборе профиля.

Как на Урале делают колокола
Промышленность Товары и цены Свердловская область Урал и Западная Сибирь