По новым критериям задерживать рыбу начали уже в 2018-м, но это были небольшие партии, и у поставщиков не возникало особых проблем. А сейчас пошли задержания крупных партий по несколько тысяч тонн, отмечает Гудков. Паразитами, по его словам, поражено около половины всей рыбы в зависимости от биологического вида, среды обитания, сезона. "Если задерживать все партии с паразитами, мы очень скоро увидим тотальный дефицит рыбы", - предупреждает он. Рыбопромышленники предлагают вновь вернуть слово "живые" в техрегламент, хотя и признают, что процедура может затянуться на годы.
Эта проблема обсуждалась в Евразийской экономической комиссии, сообщили в минсельхозе. Акты ЕАЭС содержат достаточные нормы для контроля продукции по паразитологическим показателям, но без необоснованных барьеров для торговли и переработки, подчеркнули в ведомстве. Внешне может казаться, что паразиты мертвы и не представляют угрозы, но на деле, попав в благоприятную среду, начнут размножаться, добавляют в Россельхознадзоре.
Техрегламент не допускает реализации рыбной продукции, части которой поражены видимыми паразитами. "Пункт подразумевает только реализацию пищевой рыбной продукции конечным потребителям в розничной торговле и отсутствие паразитов, видимых невооруженным глазом, без применения технических средств", - разъяснили в минсельхозе. Так что никаких предпосылок для возникновения дефицита рыбы из-за техрегламента нет, заверяют в ведомстве.
Чтобы не возникало проблем с ветеринарными службами, контролирующими качество сырья, рыбопромышленники должны удалять и утилизировать пораженные паразитами части рыбы, а также обеззараживать рыбу с живыми паразитами. Требования рыбопромышленники в целом выполняют. По данным Россельхознадзора, с начала этого года из всей проверенной в лабораториях рыбы допустимый уровень заражения паразитами был выявлен только в 1,2% случаях.