Бизнес ищет, где выше
В Ленинградской области со строительством сложилась особая ситуация. Здесь в последние десятилетия на границе с Петербургом стали активно застраиваться многоэтажками сельские поселения.
Правила строительства для деревень и для городов принципиально не различаются. И там, и там решения по тому или иному проекту принимают местные власти. Но если, например, генплан Петербурга под лупой рассматривают городской комитет по строительству, градсовет, комитет по развитию транспортной инфраструктуры и целый ряд общественных организаций, то в деревнях Ленобласти долгие годы все эти решения принимала администрация конкретного муниципалитета.
Все это привело к тому, что в Мурино, Девяткино и Кудрово появились огромные жилые комплексы, класс которых можно охарактеризовать как "жесткий эконом". Это высотные дома, большую часть квартир в которых занимают студии. Никаких парковок, детсадов или поликлиник проекты не предусматривали. Не создавалась даже улично-дорожная сеть. Тысячи людей покупали квартиры в таких домах, переезжали семьями и оказывались в ситуации, когда им катастрофически не хватает объектов социальной инфраструктуры. Более того, широты оставленных застройщиком проездов им не хватало даже, чтобы без пробок выехать из своего квартала.
По данным аналитического центра ЦИАН, во Всеволожском районе средняя этажность новостроек достигла показателя 11,2, причем "башни" зачастую возводились в чистом поле без учета потребностей жильцов. В итоге достраивать улицы или возводить объекты социальной инфраструктуры Ленобласти приходится до сих пор за счет регионального бюджета. Ситуацию сложно назвать справедливой, ведь застройка в области неравномерная, большинство новых ЖК расположены во Всеволожском районе, и получается, что жители Тихвина или Сланцев платят за садики для соседей, хотя им и самим новые объекты не помешали бы. Привлечь к этому делу застройщиков область тоже не может, многие компании ушли с регионального рынка после сдачи одного или двух ЖК.
С прошлого года в Ленобласти запретили строить дома выше 12 этажей, а плотность застройки установили на уровне девяти тысяч квадратных метров на гектар.
Правда, когда областной комитет по архитектуре и градостроительству провел выборочный анализ правил землепользования и застройки, принятых в одиннадцати поселениях Всеволожского, Тосненского и Гатчинского районов, выяснилось, что только в последнем местные ПЗЗ соответствуют нормативам. В числе нарушителей оказались такие территории массовой застройки, как Мурино, Колтуши, Бугры, Заневское и Кузьмоловское сельские поселения да и сам Всеволожск.
Столкнувшись с такой ситуацией, региональные власти потребовали от всех муниципалитетов исправиться до конца года. Также в регионе перестали выдавать ненормативные разрешения на строительство до окончания унификации в поселениях всех градостроительных документов.
Не в зоне активности
По данным областного комитета по строительству, за первые два месяца 2019 года в регионе ввели 404 тысячи квадратных метров жилья. Для сравнения: в 2018-м этот показатель составлял 855 тысяч "квадратов". Снизилось и число разрешений на строительство.
Председатель Торгово-промышленной палаты Ленинградской области Юрий Васильев говорит, что активность застройщиков в регионе в целом сокращается и это не общероссийская тенденция, ведь в соседнем Петербурге, наоборот, отрасль демонстрирует рост.Снижение темпов строительства в регионе может быть связано в том числе и с "закручиванием гаек".
- Я предлагал бы выстраивать как звенья одной цепи вопросы, связанные с необходимостью приведения действующим нормативам градостроительного проектирования проектов застройщиков на территории со снижением их активности. Я не считаю, что в этом есть некая прямая зависимость, - заявил в свою очередь председатель областного комитета по архитектуре и градостроительству Игорь Кулаков и парировал, что снижение может быть зафиксировано в тех локациях, где работает больше 20 компаний, которые создают примерно одинаковый продукт и конкурируют лишь по цене.
В принципе, цели у региональных властей и застройщиков сходятся, все хотят, чтобы территории застраивались сбалансированно, чтобы на них появлялись интересные объекты. Но по факту достичь компромисса получается далеко не всегда. Бизнес, смирившийся с тем, что придется строить ниже, делает ставку на монотонную застройку. Яркий пример - история с ЖК в деревне Порошкино, что в Бугровском сельском поселении. На недавнем заседании градостроительного совета застройщик представил два варианта жилого комплекса. Первый - это 12-этажные дома-пластины, второй - комплекс с девятиэтажной доминантой и семиэтажными зданиями. Градсовету больше понравился второй вариант, но застройщик настроен на первый, ведь в таком случае квартир получится больше, а значит, маржинальность объекта повышается.И существует вполне серьезная вероятность того, что компании начнут делать ставку на монотонную застройку как на наиболее выгодную. И ни градсовет, ни комитет по строительству с этой позицией поспорить не смогут, ведь в сфере контроля властей находятся конкретные параметры, например, та же плотность или высотность. Но потребовать сделать красиво или выдержать какой-то архитектурный стиль директивно никак нельзя.
Если сильно хочется
Тем не менее в комитете по градостроительству и архитектуре утверждают, что компромисс возможен. Если объект уникален, то высотность в 12 этажей превысить возможно. Гипотетически.
Главный архитектор Ленобласти Михаил Киреев подчеркивает, что каждый такой объект - это исключение из правил. И его должен одобрить градсовет. Правда, такая позиция не находит единства даже в среде главных архитекторов. Так, главный архитектор Мурино Ольга Буник говорит, что строительному бизнесу было бы гораздо проще, если бы регион заранее обозначил точки, которые подходят для возведения уникальных объектов с превышением высотности. Но на областном уровне позицию муниципалов поддержать не готовы, слишком велика опасность, что за формулировкой "уникальный объект" многие захотят скрыть обычную башню со студиями.
- Можно много говорить про качественную среду, но покупатель голосует рублем. Основная масса тех, кто сейчас приобретает квартиру в Мурино или Девяткино, смотрят в первую очередь на цену, а не на вид из окна, - говорит директор агентства недвижимости Зоя Архипова. - Поэтому сколько бы ни велась борьба с "жестким экономом", студии в башнях - это на сегодняшний день самый востребованный продукт на рынке.
Стоит отметить, что пока никто в областной комитет по градостроительству и архитектуре с бизнес проектами типа "второго Лахта-центра" не обращался. Более того, правила для застройщиков в регионе намерены менять. Сейчас обсуждается очередной проект изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования. И никто не может дать гарантии, что эти поправки последние. Пока бизнес не может понять, какие требования к нему предъявят в обозримой перспективе.