18.05.2019 00:21
Культура

Каннский фестиваль обратился к жанру разноцветных киноисповедей

Каннский фестиваль обратился к жанру разноцветных киноисповедей
Текст:  Валерий Кичин
Каннский фестиваль показал в конкурсе две картины, так или иначе построенные на автобиографическом материале ныне живущих звезд, но - не байопики.
/ "Кинопоиск"
Читать на сайте RG.RU

Первая - "Рокетмэн": через самые знаменитые хиты Элтона Джона нас посвящают в детали его жизненного пути. Вторая - "Боль и слава", где Педро Альмодовар предлагает нам род личных воспоминаний, выведя в фигуре стареющего кинорежиссера Сальвадора Малло самого себя.

Каннский фестиваль показал фильм Кантемира Балагова "Дылда"

"Рокетмэна" снял Декстер Флетчер - режиссер, который завершал похожий фильм о Фредди Меркьюри "Богемская рапсодия" после того, как начинавший этот проект Брайан Сингер был уволен из-за сексуальных скандалов. Но главной своей работой, он, понятно, считает "Рокетмэна". Между двумя музыкальными фильмами есть принципиальная разница: Рами Малек в "Рапсодии" просто раскрывал рот под оригинальную фонограмму группы Queen, а играющий Элтона Джона Тэрон Эджертон поет сам. Причем не подражает своему кумиру, не имитирует его, а рискует дать собственную интерпретацию хрестоматийных хитов, сохраняя узнаваемый стиль рок-звезды.

Не знаю, в какой мере прототип участвовал в процессе съемок и влиял на художественные решения, но по размаху и зрелищности музыкальных номеров фильм ему вполне конгениален: смотриво выдающееся. Избран жанр мюзикла, причем та его ветвь, где запеть может каждый и в любой момент: маленький Элтон (пока еще Дуайт) пением общается с папой и мамой, прохожие на улице выделывают антраша, ставшие штампом еще во времена "Вестсайдской истории". И даже сеанс коллективной психотерапии, который обрамляет картину, став как бы поводом для публичной исповеди, то и дело обрушивается в большой мир музыки. Первая треть фильма - тоже стандартная для жанра история первых шагов вундеркинда, который родился с фортепианной клавиатурой в кулачке, его первые триумфы и первые столкновения с жизнью - включая любовные. Затем, по мере того, как набирают высоту и блеск музыкальные клипы, сдувается и бессильно повисает воздушный шарик фабулы: звезда много и истерично страдает от предательства любимых, от приверженности наркотикам, от раздутого самомнения, и это уже окончательно напоминает перечень грехов, который положено предъявлять любопытному священнику на исповеди уже не фигуральной, а канонической. Но финальные титры сообщат, что все закончилось хорошо: герой обрел любовь и семью, обзавелся детишками и наконец счастлив.

29-летний Тэрон Эджертон эту амбициозную и более чем рискованную роль проводит, на мой взгляд, безукоризненно: воспроизводит не столько реальный облик чрезмерно пухленького, но невероятно талантливого и экспрессивного певца-композитора, сколько миф о сверхзвезде, умело и тактично примиряя этот сверкающий имидж с наличием "понятных человеческих слабостей", характерных для любой рок-звезды. Отдельной песни заслуживают костюмы, в которых является артист: их вызывающе наглая фантастичность вызывает в раскаленном зрительном зале реальную цепь шоков. Ну, а о музыке могу не упоминать: гранд-аудитория "Люмьер" Каннского дворца фестивалей сотрясалась от притопывания, раскачивания и чуть ли не подпевания возбужденных масс. Сухой остаток: посредственный мюзикл, совсем не кино, но роскошное рок-шоу, которое искупает все прорехи. Думаю, что публика хлынет на картину: Элтона Джона, несмотря на отдельные недостатки, все пылко любят, а его присутствие в фильме безусловно и очевидно - это вам не "Богемская рапсодия".

Любят и Педро Альмодовара - самого популярного режиссера испанского кино. Многое готовы ему простить - даже слабые фильмы, которые у него все же случаются. Теперь, на пороге 70-летия, он решил подвести некоторые итоги жизни, создав нечто вроде "Восьми с половиной" Феллини. То есть сняв фильм по принципу лоскутного одеяла - из прихотливо перемешанных образов детства, юности, кинопрактики и практики любовной, образов матери (Пенелопа Крус), бедняцкого дома, тупых рукоплещущих зрителей, первых эротических впечатлений и, разумеется, наркотиков, наркотиков и еще раз наркотиков.

Каннский фестиваль стартовал черной комедией Джармуша про мертвое кино

Имитировать модель, уже опробованную великими, всегда опасно. Открытый Феллини киноязык, взятый на вооружение вот так буквально, только доказал, что очень талантливый Альмодовар, во-первых, не в лучшей своей форме, а во-вторых, все-таки не гений. И если "Восемь с половиной" открыл окно в заповедный мир творчества, то "Боль и слава" не раскрыла ни тайн славы, ни причин боли. Для Феллини его фильмы-воспоминания были способом по-новому увидеть мир и человека, Альмодовар понял прием впрямую и сделал фильм о себе. А это может заинтересовать только самых пылких его поклонников. После просмотра в памяти остались мальчуган, который поет чисто и звонко в то время, когда все фальшивят, эффектно нищая Пенелопа Крус с подоткнутой юбкой a la София Лорен и главный герой в трепетном исполнении Антонио Бандераса, то бесконечно добывающий и нюхающий травку, то зависающий в невесомости в голубых водах бассейна и при этом бесконечно демонстрирующий физическое и нравственное нездоровье. Стало грустно: третья часть задуманной трилогии "Закон желания" - "Дурное воспитание" - "Боль и слава" оказалась слабейшей.
Впрочем, каннская публика и такой фильм приняла тепло: Альмодовара тоже любят.

Мировое кино