Какая ваша пьеса - рекордсмен из принятых к постановке?
Константин Стешик: Наверное, "Летели качели". Я пытался отслеживать постановки, но в последнее время их так много появилось. "Спички" - одна из пьес-рекордсменов. Еще востребована "Грязнуля", набирает обороты "Ловушка для птиц". Одни пьесы "выстреливают" мгновенно, другие - по прошествии времени. У каждой своя история.
Есть у вас пьесы, которые вам нравятся, а вы не понимаете, почему их не ставят?
Константин Стешик: Есть. Например, "Мы будем жить с тобой". На "Спички" тоже не сразу обратили внимание режиссеры, и вдруг пьесу поставили в Калининграде, Петербурге (еще в прошлом году в музее Эрарта), в Национальном Купаловском театре, есть аудиокнига. Подозреваю, что интерес вызван тем, что она достаточно мягкая, более человечная, чем провокационная, в отличие от других моих пьес.
Хотят зрители сегодня видеть в театре современные пьесы?
Константин Стешик: Насколько знаю, вижу - хотят. Понятно и естественно желание людей ходить на спектакли про себя и своих друзей, "смотреться в зеркало".
Сейчас рождается новый вид искусства, он - нерв времени. Современный театр занимает такой статус, как рок-музыка в 80-90-е. Молодые режиссеры и драматурги говорят о том, что человеку интересно знать о себе.
Классический театр немного законсервировался, как и классическая музыка, это уже немного другое удовольствие, другие эмоции, в современном театре же имеет значение обмен кислородом, получаем ответы на вопросы - какие мы, почему, что нас делает такими?..
Начинающему драматургу трудно пробиться на сцены Москвы, Петербурга. А на белорусскую?
Константин Стешик: Белорусские драматурги у себя на родине не особо нужны из-за чрезмерной консервативности белорусского театрального искусства. Официальных постановок у меня дома только две - "Спички" в Купаловском театре и "Летели качели" в Гомельском Молодежном театре (там белорусские актеры и режиссер).
Петербургская и белорусская публика отличаются?
Константин Стешик: Отличаются: питерская более искушенная, насмотренная, белорусская - настороженная, менталитет такой. В Беларуси мало кто интересуется современным театром, есть определенная элитарная прослойка молодежи, а большинство предпочитает кино. Хотя на моем спектакле в Гомеле была хорошая реакция.
Где новые Володины, Арбузовы, Вампиловы?
Константин Стешик: Наверное, еще зреют. Новой драмой занимаются ребята в Москве, по России и в Беларуси тоже, испытывают театр на прочность. "Подростковый период" отказа от прежних установок и рождения нового вида искусства, жанра, персонажей. В итоге появятся новые формы и свои драматурги. Все кипит, бурлит, меняется, что-то тонет, умирает или преображается. Эксперименты, эксперименты… Процесс постоянный и неоднородный. Был на пике жанр "вербатим", потом появились квесты, иммерсивный театр.
Какие сюжеты, темы сегодня востребованы? Кто герой нашего времени?
Константин Стешик: Мне сложно ответить на этот вопрос. Я немного "законсервирован", чтобы не испытывать влияний коллег. Не хочу попадать в общую "струю". Это мое решение.
Когда ставят вашу пьесу, вы ходите на репетиции, вмешиваетесь в процесс?
Константин Стешик: Стараюсь на репетициях вообще не присутствовать. Драматург не должен вмешиваться. У режиссера есть право интерпретации материала. Единственное, что я прошу, - не переписывать текст.
Константин Стешик живет в Минске. Родился в 1979 году в Солигорске (Беларусь). Один из авторов "Белорусского свободного театра". В 2005 году с пьесой "Мужчина - Женщина - Пистолет" стал лауреатом Международной премии "Евразия". Финалист и лауреат конкурсов и фестивалей драматургии "Свободный театр", "Любимовка", "Первая читка", "Ремарка" и других. Его пьесы идут в театре "Практика", Нижегородском ЦТМ, "Ельцин-центре" Екатеринбурга и на других площадках.
Автор сценария к фильму "Диалоги" (режиссер - Ирина Волкова, Москва), в 2013 году принявшего участие в фестивале "Кинотавр".