Михаил Абдурахманович, большинство работодателей ориентированы на вторичный наем. Как переломить эту тенденцию?
Михаил Эскиндаров: Разумные работодатели все чаще приглашают на работу молодых специалистов, потому что они являются носителями новых подходов в решении рутинных задач, дают свежий взгляд на стратегию компании, готовы к экспериментам и у них есть желание учиться.
Сегодня во многих международных и российских компаниях открыты наборы на стажерские программы набора молодых специалистов, где ребята могут проявить себя, закрепить профессиональные умения и навыки, получить практический опыт, который затем включить в портфолио.
Ваш университет входит в пятерку вузов, которые практически гарантируют трудоустройство выпускникам. Как удается не терять позиции?
Михаил Эскиндаров: У нас заключены соглашения о сотрудничестве с большим количеством госструктур и крупных компаний, и их число постоянно растет. Это база, позволяющая студентам познакомиться с выбранной профессией поближе и понять ее специфику. Для потенциальных работодателей - это возможность присмотреться к будущим специалистам, сделать выбор. Другой инструмент - создание крупными компаниями базовых кафедр в университетах. Этот рычаг мы также используем. Такие примеры взаимодействия вузов и работодателей показывают зрелость руководителей крупных компаний, их готовность, а самое главное, реальные усилия, принять на себя в том числе и финансовую нагрузку по подготовке специалистов. Кроме того, активно развивается международное, межуниверситетское сотрудничество.
Что больше всего сближает сферу образования и рынок труда?
Михаил Эскиндаров: Качество образовательных программ. Сегодня они проектируются и реализуются на основе профессиональных стандартов и требований рынка труда. В нашем портфеле более 120 программ, 40 процентов которых имеют знаки качества международной и профессионально-общественной аккредитации. Каждая вторая образовательная программа бакалавриата и магистратуры - это партнерская программа, реализуемая совместно с работодателем или зарубежным университетом-партнером.
Какие профильные знания и профессиональные навыки требуются выпускникам в первую очередь? На что ориентируются работодатели?
Михаил Эскиндаров: Несомненно, это знание основных принципов деятельности организации, ситуации на рынке, тенденций развития секторов экономики, хорошая теоретическая подготовка, владение иностранными языками, знание компьютерных и цифровых технологий, аналитические способности, мотивация. При подборе молодых специалистов основными критериями являются их личные и деловые качества: эффективная коммуникация, системное мышл
Насколько готов бизнес к инвестициям в подготовку кадров? Изменилась ли позиция по инвестированию в человеческий капитал?
Михаил Эскиндаров: Работодатель сегодня отчетливо понимает необходимость инвестиций в подготовку будущих кадров, начиная от профориентации и участия в приемной кампании вуза и заканчивая участием в государственных экзаменационных комиссиях.
Сегодня инструментарий инвестирования в человеческий капитал со стороны потенциальных работодателей значительно расширился именно через партнерство с вузом. Это совместные с работодателями профориентационные проекты (День карьеры, День открытых дверей, Finrise, лектории и мастер-классы) и олимпиады для абитуриентов. Набирают обороты партнерские образовательные программы (корпоративная магистратура), соруководство образовательной программой со стороны представителя рынка труда, экспертиза работодателями образовательных стандартов и образовательных программ. Затраты сил и времени потенциального работодателя, а не только прямые затраты (на оплату обучения или учреждение стипендий) также считаем за инвестиции в человеческий капитал - будущего выпускника.
В вузах сегодня есть совместные с компаниями кафедры. Носит ли этот тренд устойчивый характер или это все-таки привилегия ведущих вузов?
Михаил Эскиндаров: Безусловно, это устойчивый тренд. И это - не привилегия, а трудоемкая работа, результатом которой является повышение качества и, как следствие, стоимости конечного "продукта" университета - выпускника.
Каждая базовая кафедра - это структурное подразделение университета, возглавлять его должен заведующий кафедрой. При этом в обязательном порядке выделяется помещение на предприятии. Ведущие специалисты организации выполняют не только роль наставников, но и коллег по реализации совместных проектов. Это позволяет вести совместную научно-исследовательскую деятельность, к которой подключаются преподаватели вуза. Доступ к современному оборудованию, к заказам на научно-исследовательские работы, вовлечение студентов к исследованиям - все это позволяет повысить качество подготовки выпускников, а бизнесу - сразу же внедрить и испытать в реальных условиях разработанные ими технологии.
Важный момент - профессиональная адаптация выпускников, поскольку есть определенные корпоративные требования к будущим сотрудникам, к которым рядовой выпускник может привыкать год-два. И конечно, бизнес экономит на поиске и доучивании кадров, а у выпускников нет проблем с трудоустройством. Из 24 базовых кафедр 11 созданы компаниями или государственными учреждениями как "свои" кафедры, нацеленные на отбор потенциальных сотрудников. Кроме того, университет поддерживает партнерские взаимоотношения с выпускниками разных лет, активно вовлекает их в жизнь вуза. В наших стенах проходят встречи студентов с успешными руководителями из числа выпускников для передачи опыта построения карьеры и их дальнейшего трудоустройства.
Какие особенные навыки вы даете студентам? В чем уникальность учебного процесса?
Михаил Эскиндаров: Образовательный процесс в университете направлен на освоение компетенций, в большей степени профессиональной направленности. Лекции насыщены не только классическими теоретическими знаниями, но и практическими. Весь профессорско-преподавательский состав регулярно повышает квалификацию в банках, страховых компаниях, ведущих корпорациях, органах власти. Кроме того, университет привлекает к учебному процессу большое количество практиков и высококлассных специалистов каждой отрасли, по которым реализуются образовательные программы, в том числе иностранные.
Проведение занятий семинарского типа ориентировано на решение реальных бизнес-задач, кейсов, участие в хакатонах. Например, по образовательным программам направления "Экономика" используются тренажеры реальных бизнес-процессов, представленные минфином и ФНС. К учебному процессу привлекаются специалисты крупнейших компаний. При этом вуз проводит большое количество научных исследований, а также привлекает ученых с мировым именем, в том числе обладателей Нобелевской премии, для чтения лекций.
Могут ли составить конкуренцию реальным выпускникам вуза те, кто получил онлайн-образование?
Михаил Эскиндаров: Всегда есть и будут способные люди, которые смогут самостоятельно успешно подготовиться к любым испытаниям и жизненным обстоятельствам. Но первые университеты определили и задали главный формат образования, когда знания и навыки молодые люди получали в общении с учителем. Именно живое общение, возможность непосредственного восприятия и диалога обучающего и обучаемого помогают одному делиться и наиболее полно передавать свои знания, а другому - получать максимум возможного. Идут годы, появляются новые приемы и методы преподавания, но суть процесса неизменна. Сегодня технологии стирают границы и время. Но все же это лишь инструменты, расширяющие наши возможности. Процесс личного контакта учителя и ученика и сегодня остается важнейшей составляющей обучения.
Я уверен, что при прочих равных онлайн-технологии всегда останутся вспомогательными. А студенты, получившие свои знания и навыки в процессе личного контакта с преподавателями, по определению, всегда будут конкурентно в более выигрышном положении.