Электронное обучение - единственный выход, чтобы еще успеть вписаться в мировую индустрию образования и не потерять то, что было наработано нашей страной в этой сфере за последние десятилетия. Профессора с кафедрой никто не отменяет, но зачем вузу закупать тысячи дорогих бумажных учебников, если их можно найти в бесплатной электронной базе? Если от учителей сегодня требуется хорошее знание компьютера, почему бы не учить основам программирования в педвузах? Зачем ехать, скажем, из Хабаровска или Благовещенска в Москву или Питер, чтобы послушать лекции ведущих ученых МГУ, СПбГУ или МФТИ, если можно нажать кнопку и посмотреть лекцию по интернету? Для чего вузу, который предлагает дистанционные программы, медицинские кабинеты для студентов, библиотеки с читальными залами, столами и стеллажами, спортзалы и столовые, как это требуется сейчас? Эти и другие вопросы обсудил Комитет Госдумы по образованию и науке на заседании, которое было посвящено информатизации образования.
Казалось бы, очевидно: для развития электронного обучения, продвижения дистанционных технологий вузам, школам нужны квалифицированные кадры. Где их взять? На заседании депутаты предложили внести в список специальностей, которые предлагают вузы, такие профессии. Какие новые специальности могут появиться в перечне?
Проектирование электронных образовательных ресурсов, организация и экономика электронного обучения, технологии электронного обучения и другие.
Депутаты предложили внести изменения и в федеральные госстандарты по направлениям подготовки педагогических работников и IT-инженеров, которые предусматривают освоение компетенций в области электронного обучения и индустрии электронного обучения. На что в Минобрнауки России пояснили: изменения в перечень можно внести лишь тогда, когда готов федеральный госстандарт по этой профессии. Проекты стандартов должен рассмотреть Совет по стандартам, а он пока только формируется. Еще одно предложение комитета - учитывать особенности электронного и дистанционного обучения в определении нормативов финансирования вузов.
Между прочим, закон позволяет вузам, которые предлагают дистанционные программы, заменять "специально оборудованные помещения их виртуальными аналогами, позволяющими осваивать умения и навыки". Это как минимум значит, что у вуза нет затрат на аренду, содержание, обслуживание аудиторий. Другой вопрос, что создание полноценного электронного курса с видеолекциями, заданиями, проверкой знаний - дорогое удовольствие. Взять хотя бы авторские и смежные права, экспертизу электронных материалов. И это тоже надо учитывать.
До сих пор в законе нет четкого определения, что такое электронный учебник и электронное издание. Комитет по образованию и науке рекомендовал правительству России включить в законодательство понятия "электронное издание", "электронный учебник" и прописать их статус.
По мнению депутатов, министерство просвещения, министерство науки и высшего образования, Рособрнадзор должны учитывать специфику электронного обучения, предусмотреть в своих документах возможность безбумажного оборота. Чтобы не возникали ситуации, когда для проверки программы, которая предлагается слушателям дистанционно, вуз должен собрать сотни бумаг, поставить на каждую печать, пронумеровать, отправить груз в Москву, а копии показать проверяющим. Главное - электронные документы должны обладать юридической силой. А создание электронного учебника, учебной или просветительской электронной базы данных должно учитываться при получении ученых званий доцента и профессора.
Кстати
В числе вузов, которые активно готовят кадры для цифровой экономики, - РАНХиГС. Только что там завершился прием слушателей на программу повышения квалификации ""Цифровая трансформация и цифровая экономика: подходы к обучению". Выпускники программы должны будут потом обучить чиновников в Москве и регионах. Предполагается, что новые знания получат в итоге 7 тысяч служащих. Интересно, что заявки на обучение по цифровой трансформации подавали и сами преподаватели академии, и обычные слушатели.
Обучение на базе академии занимает шесть дней, плюс онлайн-модуль, который слушатели освоят самостоятельно. Что предлагается в рамках курса? Например, основы работы с данными, методы, приемы, разные форматы групповой работы, техники модерации, передовые тренды в образовании, дизайн-мышление, умение создавать продукты, затрагивающие проблемы целевой аудитории.