05.06.2019 00:00
Экономика

Семья из Батайска мечтает накормить горожан домашней выпечкой

Семья из Батайска мечтает накормить горожан домашней выпечкой
Текст:  Лариса Ионова (Ростовская область)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №121 (7879)
Пекарню "Хлеб из тандыра" можно найти по запаху. Аромат свежеиспеченных булочек ведет меня в небольшое уютное помещение. Легкий столик - можно тут же перекусить, витрина с изделиями "прямо из печи", а прямо за ней виден красавец-великан тандыр.
/ автора
Читать на сайте RG.RU

Он специально размещен в поле зрения покупателей. Так что они видят не только готовую продукцию на витрине, но и колоритный тандыр на заднем плане. Весь процесс изготовления хлеба происходит на их глазах.

Тандыр - жаровня, похожая на огромный, в рост десятилетнего мальчика, кувшин, с плотной крышкой и красивой росписью по крутым бокам. В таких сосудах исстари готовили пищу в Азии, на Кавказе, в Казахстане, в Крыму. Тандыр сделан из особой шамотной глины, которая дает необычный вкус лепешкам. Елена ловко сдвигает крышку. Глубоко внизу светится накаленная докрасна спираль. Она нагревает внутрипечное пространство. А хозяйка специальным лотком забрасывает прямо на стенки сосуда кружочки теста, которое споро, в четыре руки, ваяют в соседнем помещении-кухне мастерицы. Тесто прилипает к стенкам. Его окутывает 400-градусным жаром. По окружности вмещаются до 20 лепешек. Крышка задвигается и через пять минут Елена вынимает из тандыра готовый пышущий жаром и ароматом хлеб.

Елена Комарова, можно сказать, всю жизнь учится. Сначала на повара-кондитера, училище покинула с красным дипломом. Затем с отличием окончила Новочеркасский промышленно-технологический колледж по специальности "Технолог пищевой промышленности". В 2006-м также на круглые "пятерки" отучилась в университете БУПК, получив специальность товароведа-эксперта. Прошла весь путь кулинарного мастерства, от повара до заведующей столовой и руководителя розничной сети.

В трудные времена осталась без работы. Изучала сайт франшиз. Франшиза - объект договора франчайзинга, дающего право пользования брендом и готовой бизнес-моделью для создания и ведения собственного бизнеса. И среди сотен идей сразу обратила внимание на производство хлеба из тандыра. Вспомнила детство, проведенное в Средней Азии. До 18 лет Елена жила с родителями в Киргизии, пока русскоязычное население в массовом порядке не стало покидать обжитые места. При виде тандыра на фото в интернете на Елену нахлынуло воспоминание, как прямо возле школы стояла такая же круглая печь и в ней пекли вкуснейший хлеб, как они с ребятами сбегали с уроков, съедали горячую лепешку с молоком и мчались обратно в класс.

Вот бы самой научиться печь такой хлеб! - решила она и приступила к реализации мечты.

- На самом деле есть тысячи способов изготовления хлеба, - рассказывает Елена. - Мы работаем по технологии, разработанной нашей франшизой. По условиям договора, мы могли пройти на головном предприятии и курсы обучения. Но это требовало денег, которых у нас не было, поэтому училась сама. Хлеб - дело тонкое. До сих пор, хоть и набила руку, бывает, то прилипнет лепешка к стенке печи, то нет, то мука не такого качества, то тандыр не нагрелся до нужной температуры. А главное, тесто любит настроение. Так что с кислым лицом в пекарне делать нечего!

Чтобы начать дело с нуля, пришлось брать кредиты. Аренда помещения - не центр города, но прямо возле сетевого магазина - обошлась в 35 тысяч рублей, ремонт - 80 тысяч. Самое дорогое - установка вентиляции - потребовало еще 80 тысяч. Затем закупили оборудование - духовку, тестомесильную, тестораскаточную машины. Сама франшиза стоила 500 тысяч рублей, из них 200 тысяч - это сам тандыр.

Стало известно, почему предприниматели закрывают свой бизнес

Дело стало семейным. Засучив рукава халатов, формуют хлеб, булочки и пирожки две сестры Елены - младшая Катя и двоюродная сестра Лена. На муже Эдуарде вся техническая часть, вплоть до починки крыши, а 19-летний сын-студент занимается продвижением - выставляет фото и прайсы в соцсети, а также доставкой.

"Нервничаю, переживаю за свое дело", - признается Елена. Она в симпатичной коричневой пилотке. Тоже требование франшизы? Нет, оказывается, отголосок еще одной детской мечты: хотела стать стюардессой. Франшиза диктует лишь расстановку мебели и общий тон помещения - теплые бежево-коричневые тона, витрины под дерево. Новичка "вели" первые три месяца, а затем - в свободное плавание. Благодаря сопровождению в пекарне все в порядке - договора, технология, соблюдение всех требований. - Все ингредиенты - творог, сметана, молоко, сыр - натуральные. Делаем как дома, как для себя, - рассказывает Елена. - Есть и полезные бездрожжевые изделия, закваску для которых "растим" сами: научились выращивать закваску на яблоках. Каждое утро начинается в пять часов, завтрак, и бегом к тестомесу и печам. В мае будет год, как семья занялась собственным делом. Прибыли пока нет. Если на электроэнергию в бизнес-плане закладывали 5-6 рублей, то когда пришли первые счета, оказалось, что энергия обходится в 8 рублей за киловатт. А ведь весь процесс держится на электричестве. Еще расходы на воду, канализацию, отопление, страховые взносы, вывоз мусора...

Готовы были даже закрыться, но тут арендодатель чуть уменьшил аренду. И соцзащита помогла, Елена заключила соцконтракт. В июле ей выдали 35 тысяч - хватило на месяц аренды, в ноябре еще примерно столько же, сразу купили печь за 28 тысяч и выдали премию сотрудникам.

Малый бизнес Ростовская область Юг России