05.06.2019 21:12
Общество

Вузы России получат гранты на разработку модели цифрового университета

Цифровой университет будет работать на все целевые аудитории образовательного процесса
Текст:  Евгения Носкова
Российская газета - Спецвыпуск: Инвестиции №122 (7880)
До конца года несколько российских вузов получат гранты на создание и функционирование центров для разработки моделей цифрового университета.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

Первые конкурсы на предоставление таких грантов министерство науки и высшего образования проведет во втором полугодии. В этом году деньги будут выделены на работу пяти центров, в 2020 году - на работу еще 15 центров. Размер гранта составит до 100 миллионов рублей.

Разработка моделей цифрового университета предусмотрена направлением "Кадры для цифровой экономики" госпрограммы "Цифровая экономика Российской Федерации". Ее показатели эффективности предусматривают, что к 2024 году вузы будут выпускать 120 тысяч человек в год по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями. А 800 тысяч выпускников в год должны обладать компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне. В целом 40 процентов населения России должно обладать цифровыми навыками к 2024 году.

Концепция модели цифрового университета будет официально представлена в июне, рассказали на "круглом столе" в Аналитическом центре при правительстве РФ. Каркас для ее формирования будет состоять из четырех направлений, отметила начальник отдела стратегического развития департамента государственной политики в сфере высшего образования и молодежной политики Минобрнауки России Наталья Гвоздева. Это информационная система управления университетом, онлайн-поддержка образовательного процесса, ключевые компетенции цифровой экономики и управление учебным процессом на базе индивидуальной образовательной траектории.

Олег Кивокурцев: Роботы будут работать там, где опасно или скучно

Информационная система управления университетом предполагает, что все цифровые сервисы вуза будут работать в режиме одного окна - студенты смогут быстро получать необходимую информацию, справки и т.д. В образовательный процесс наряду с онлайн-курсами планируется вводить курсы с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности (VR/AR-технологий). Индивидуальную траекторию образования планируется формировать с помощью искусственного интеллекта: он обработает информацию об оценках и другие сведения, полученные в режиме онлайн (какие предметы изучает студент, как прошел промежуточные тесты и т.д.).

В Университете НТИ "20.35" (центр компетенций по направлению "Кадры для цифровой экономики") подчеркивают, что к 2024 году элементы моделей цифрового университета должны быть внедрены во всех российских вузах. У каждого студента должен быть доступ к востребованному образовательному контенту, эффективным технологиям обучения, цифровым сервисам поддержки.

- Это единственно возможное решение, если мы хотим нарастить цифры приема и обеспечить равные возможности обучения, развития для всех высших учебных заведений страны, - отметил директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики Университета НТИ "20.35" Олег Подольский. - Для нас принципиально значимо, чтобы "Цифровой университет" работал на все целевые аудитории всех стейкхолдеров процесса образования: и на самих студентов, и на исследователей, и на преподавателей, и на администрацию. Принципиально значимо, чтобы в России под постоянно изменяющийся запрос среды рынка труда можно было строить персональные траектории развития.

Дефицит специалистов высокой квалификации в мировой экономике составит 85,2 миллиона человек к 2030 году

К октябрю этого года будет разработана и представлена базовая модель компетенций для цифровой экономики. Она должна соответствовать интересам бизнеса и рынка труда. В перспективе новый инструмент, как ожидается, позволит актуализировать госстандарты в сфере образования.

В Университете НТИ "20.35" проанализировали, какие навыки и знания востребованы в 50 ведущих компаниях, и выделили 211 компетенций, которые условно разделили на девять блоков. Наиболее востребованным блоком для работодателей оказалось "мышление".

Международные исследования показывают, что с нехваткой высококвалифицированных специалистов сталкиваются в большинстве стран. По данным Korn Ferry, к 2030 году их дефицит в мировой экономике составит 85,2 миллиона человек. Большинство (74 процента) руководителей крупнейших организаций мира полагают, что технологии в будущем внесут больший вклад в создание добавленной стоимости бизнеса, чем человеческий фактор. При этом высококвалифицированные кадры будут особенно ценными.

Как выбрать правильную профессию и вуз

- В России с вопросом нехватки профильных специалистов некоторые бизнесы сталкиваются уже сегодня, - констатирует консультант Korn Ferry Денис Круглов. - Особенно это заметно в высокотехнологичных областях, где еще в целом не сформированы специальности (например, разработчики машинного обучения, Machine Learning). Компании начинают готовить нужных им специалистов самостоятельно.

По мнению эксперта, массовый характер это явление приобретет в ближайшие 10-15 лет. У бизнеса есть определенный запас времени для того, чтобы подготовиться к изменениям производственных процессов и структуры занятости, связанным с техническим прогрессом. И подготовить к ним основное "средство производства" - людей.

- Образование не должно сводиться к созданию курсов по типу "как стать экспертом в машинном обучении за две недели", - подчеркнул Денис Круглов. - В условиях неопределенности единственным, что поможет быстро переориентировать и готовить специалистов под задачи конкретного момента, станет высококачественное среднее и высшее образование, которое будет готовить не узких и востребованных сейчас специалистов, а сформирует универсальную базу, основываясь на которой люди смогут быстро переквалифицироваться в соответствии с неизвестными пока требованиями будущего. В противном случае мы столкнемся с ситуацией, когда инновационному стартапу 2020 года, прежде чем научить своего специалиста новейшему алгоритму разработки или языку программирования, придется потратить значительное время, чтобы разъяснить ему основы формальной логики, которая не меняется уже более 1000 лет.

Исследование международной сети "Делойт" показало, что большинство молодых россиян (83 процента респондентов с полной или частичной занятостью) уверены, что обладают всеми или, по крайней мере, некоторыми навыками или знаниями, необходимыми для работы в эпоху Четвертой промышленной революции. 

- Это отражает высокую квалификацию специалистов и передовой технический потенциал страны, - полагает генеральный директор компании "Делойт" в СНГ Иан Коулберн.

Названы новые профессии на рынке труда в России

Эксперты отмечают, что государству и руководителям компаний важно быть быстрыми и гибкими, меняя подходы к подготовке кадров и внося изменения в корпоративную культуру. Для топ-менеджеров становится критически важным долгосрочное планирование в вопросах управления талантами.

Если компании не будут ставить приоритет на планировании рабочей силы, они очень быстро столкнутся с тем, что им не хватит сотрудников нужной квалификации для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке, и придется платить намного больше, чтобы обеспечить себя необходимым персоналом, предостерегают в Korn Ferry.

Образование Занятость