27.06.2019 18:24
Кинократия

"Однажды в Стокгольме": легкомысленная комедия о захвате заложников

"Однажды в Стокгольме": легкомысленная комедия о захвате заложников
Текст:  Дмитрий Сосновский
В 1973 году в столице Швеции произошёл любопытный случай, обогативший психологию новым термином. Захвативший в банке заложников рецидивист Ян-Эрик Ульссон снискал парадоксальную симпатию с их стороны. Занятная, но не уникальная история и порождённое ею понятие "стокгольмский синдром" с тех пор регулярно обыгрываются в массовой культуре.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Однажды в Стокгольме"

Вот, например, в хорошо известной в СССР картине Эдуара Молинаро "Миллион - не деньги" двое недоумков заключили пакт с посетителями банка и вместе на украденные деньги начали новую счастливую жизнь. Легкомысленная интонация с ощутимым налётом идиотизма для этой типовой французской комедии от будущего автора "Налево от лифта" с Пьером Ришаром никакого диссонанса не вызывала, потому что за рамки жанра и пространства абсолюнтой выдумки сценарий предусмотрительно не выходил ни разу.

"Проклятие Аннабель 3": как "Заклятие" пытается стать вселенной Marvel

Другое дело - вышедший в наш прокат "Стокгольм" (Stockholm; у нас к нему по традиции присобачили "красивое" "Однажды в…") канадца Роберта Будро, прямо ссылающийся на реальные события и помещающий действие в те самые время и место, этим что-то якобы многозначительно подразумевая. Во всём остальном, впрочем, Будро держится от произошедшего на безопасном расстоянии, переименовав главных действующих лиц и подкорректировав их численность и состав. Ну а о сколь-нибудь серьёзном следовании фактам, понятно, и говорить не приходится.

Сам по себе инцидент в Kreditbanken Будро, судя по всему, вообще не интересует: это скорее только лишний повод привлечь внимание к довольно неряшливой комедии, целиком выстроенной на почти непрерывном дуракавалянии героев. Сыгранных отличными, кстати, актёрами: первая скрипка - у Итана Хоука, аккомпанируют ему Нуми Рапас (заложница) и Марк Стронг (подельник злоумышленника, которого он потребовал к нему доставить из тюрьмы - это и правда было, редкий для "Стокгольма" случай).

Персонаж Хоука в нелепом ковбойском костюме с бессвязными воплями о Техасе и Аламо вламывается в банк и тут же обнаруживает не просто собственную растерянность, но неадекватность - почище того серба из "Клубнички в супермаркете": человек с оружием толком не может объяснить, чего, собственно, своей акцией добивается. Прямо как в стишке: "А с какой конкретно целью, он и сам не понимал". Явно предполагается, что само по себе это до колик смешно.

Ещё смешнее, очевидно, должно быть то, что в дурости с преступником соревнуются все остальные: его дружок, заложники, правоохранители. Для повышения градуса и без того повсеместно царящего гипертрофированного абсурда используются проверенные в упомянутых лентах приёмы и гэги: постановочное убийство заложника, роман между захватчиком и захваченной, уламывание жертв присоединиться к банде, наконец, ссылки на голливудскую классику - в частности, на "Бутча Кэссиди и Сандэнса Кида" (и на "Детектива Буллитта"). При этом периодически режиссёр и сценарист Будро как будто вспоминает о том, что сюжет некоторым образом связан с настоящими людьми, и пытается присыпать всё это какой-нибудь драмой. Что реализма особо не добавляет, зато наносит урон целостности общей картины, которая на полноценную трагикомедию со всеми своими гримасами и шутейками не тянет ну никак.

"Стокгольм" даже не пытается быть комментарием - хоть бы и ироничным - к удивительному психологическому феномену и казусу, удачно его проиллюстрировавшему. Это просто не очень сбалансированный фарс с симпатичными исполнителями, которым большую часть времени приходится кривляться и строить из себя милых лопухов в беде. А такого и без менее многообещающих вывесок нынче пруд пруди.

2.5
Рецензии