Экипаж набирал высоту в инструментальных метеоусловиях при недостоверных показаниях приборной скорости. Самолет обледенел, все три приемника полного давления оказались закупорены льдом. Это привело к потере контроля за параметрами полета. Самолет начал пикировать и столкнулся с землей.
Как отметили в МАК, в ходе расследования была выявлена неработоспособность системы управления безопасностью полетов в "Саратовских авиалиниях". Также существуют системные недостатки в определении факторов опасности и в контроле над уровнем подготовки экипажа. К полетам был допущен экипаж, "не в полной мере удовлетворяющий квалификационным требованиям".
В авиакомпании отмечается низкая культура безопасности полетов, так как в бортовой журнал систематически не вносились выявленные в полете отказы техники, и необходимые меры не принимались. При подготовке к полету экипаж спешил, так как желал нагнать время из-за позднего прибытия самолета из предыдущего рейса. Обогрев приемников полного давления не был включен. В стрессовой ситуации на первый план вышли индивидуальные психологические особенности пилотов, отмечают эксперты МАК.
"Потеря работоспособности командира воздушного судна (КВС) в психологическом плане привело к полной потере им пространственной ориентировки и не позволило отреагировать на правильные подсказки и действия второго пилота, в том числе при срабатывании предупреждения системы EGPWS типа PULL UP", - указано в отчете.
Напомним, самолет Ан-148 авиакомпании "Саратовские авиалинии" выполнял рейс по маршруту Москва - Орск 11 февраля 2018 года. Самолет пропал с радаров после взлета из аэропорта Домодедово. Воздушное судно упало в Раменском районе Подмосковья, у села Степановское. Все 65 пассажиров и шесть членов экипажа погибли. После катастрофы компания "Саратовские авиалинии" была лишена сертификата эксплуатанта.