06.08.2019 21:02
Культура

В музее Эрарта открылись сразу две персональные выставки карикатур

В одном музее - два поколения карикатуристов
Текст:  Ольга Штраус
Российская газета - Федеральный выпуск: №172 (7930)
В петербургском музее Эрарта открылись сразу две персональные выставки карикатур. В одном зале представлены работы старейшего графика Петербурга Жозефа Ефимовского. В соседнем - Андрея Попова, принадлежащего к новому поколению художников-сатириков.
/ Андрей Попов
Читать на сайте RG.RU

В апреле Ефимовскому исполнилось 89 лет, и 13 из них он являлся членом удивительного творческого объединения ленинградских карикатуристов "Боевой карандаш". Сатирические плакаты "Боевого карандаша" появлялись на улицах города с конца 1939-го до начала 90-х: по признанию коренных ленинградцев, они служили "коллективным психотерапевтом" в самые трудные времена. Ефимовский вступил в "Боевой карандаш" в 1963-м, еще студентом. На выставке почти нет его политических карикатур, да он их не очень-то и любил. Его конек - бытописательство, воспитание нового поколения, отношения "отцов и детей", пьянство и халатность чиновников. Подписи к плакатам, сохранившие наивную для наших дней интонацию журнала "Крокодил", заметно уплощают высказывание художника. Гораздо интересней лица, позы, настроения персонажей, утрированные моды и эти жесты, говорящие так много об эпохе.

В России впервые выставят шедевр Боттичелли "Мадонна делла Лоджиа "

Работы Андрея Попова устроители остроумно объединили названием "ПО-правка на время". Попов, который моложе Ефимовского на сорок лет, тоже рисует жизнь обыденную. Но улыбка зрителей, считает художник, не обязательно должна быть саркастической - улыбка может быть сочувственной и самоироничной. Даже философской, как его "Метафора взросления": зарубки на косяке приоткрытой двери превращаются в галочки - то ли дети, как птицы, улетают из родного гнезда, то ли годы улетают, как птицы... Времена меняются. А карикатура остается той же "психотерапией".

Живопись Санкт-Петербург Северо-Запад