Хотя никто не отменял СНиПа, по которому зеленая зона должна занимать не менее 25 процентов территории строительного участка.
Об этом в кулуарах международного Паркового форума в Волгограде "Российская газета" говорила с председателем "Ассоциации по развитию городских парков и общественных пространств" Андреем Лапшиным. Правда, собеседник "РГ" не считает, что надо принимать специальный закон и вводить жесткие наказания. По его мнению, ситуация уже и так начала меняться.
Многие застройщики поняли, что парки - объект одинаково выгодный как для горожан, так и для коммерции. Квартиры рядом с зеленой зоной и продаются дороже, и раскупаются быстрее, отметил Андрей Лапшин. И если раньше благоустройство придомовой территории было привилегией высокобюджетного жилья, то теперь перешло и в бюджетный сегмент, подтвердили эту тенденцию в компании "Метриум". Особенно это характерно для крупных городов.
Впрочем, проблемы зеленых зон не только в застройщиках.
Мало сохранить парки, их надо постоянно благоустраивать. С распространением моды на активный отдых посещаемость парков ежегодно растет. Если в 2012 году в Москве на свежем воздухе отдыхали около 19 миллионов человек, а в 2018м - уже 90 миллионов, по прогнозам на 2019 год, посетителей будет не менее 120 миллионов.
Все указывает на то, что парков и скверов в России должно быть больше. Это предусмотрено национальным проектом "Жилье и городская среда". Он предусматривает максимальное вовлечение граждан в решение вопросов городского развития. Представители парковой индустрии уверены, что работа с обращениями горожан способна в разы поднять качество парков в стране. Главное, говорит Андрей Лапшин, не игнорировать жалобы и предложения. А собирать их на сайте парка и на специальном мобильном номере.
Стоит более продуманно подойти к формированию общественных советов. В "Ассоциации по развитию городских парков и общественных пространств" считают, что возглавлять такой совет должен директор парка, который действительно способен решить ту или иную проблему. Должны входить жители района, замглавы управы района по соцвопросам, муниципальные депутаты, предприниматели, юристы, работающие на территории парка, спортсмены, участвующие в мероприятиях парка. "Более продуктивной работе с заявителями руководству парков может помочь видеофиксация встреч с инициативными группами горожан и всех договоренностей с ними", - добавил Андрей Лапшин.
Остро в некоторых городах сегодня стоит проблема наполнения парков. Часто в регионах или недооценивают торговлю и развлечения в зоне отдыха, или не следят за этим наполнением. Например, могут разместить контактный зоопарк и нарушить требования законодательства. Или торговля может вестись с нарушениями.
"Парки - не торговые центры, торговля - это дополнительный сервис для комфорта посетителей", - подчеркнул директор "Дирекции парков и скверов города Казани" Марат Закиров.
В регионах, в частности, может быть актуальна проблема несанкционированной торговли, или же вывески могут носить провокационный характер. Все это руководство парка не должно оставлять без внимания.
Еще один вопрос - безопасность. "Ассоциация по развитию городских парков и общественных пространств" работает над рекомендациями, которые бы помогли коллегам защитить посетителей от различных обстоятельств. "У нас нет цели навязать паркам определенные требования. Главная задача - поделиться позитивным опытом", - заключил Лапшин.