С вступлением в силу закона как граждане смогут защитить свою недвижимость от мошенников, подделывающих электронную подпись? Нововведения коснутся организаций и госорганов? В каких случаях не потребуется письменное согласие собственника для проведения сделок с его недвижимостью в электронном виде?
Виктория Абрамченко: Работая над этим законом вместе с депутатами Государственной Думы, мы должны были соблюсти баланс: с одной стороны, разрешать электронные сделки, если воля собственника недвижимости выражена в виде поданного в Росреестр бумажного заявления, с другой стороны, исключить лишнюю бюрократию и не остановить тренд на цифровизацию госуслуг.
В результате, в случаях, когда электронная подпись выдается только при личном присутствии собственника с гарантией проверки его личности, бумажное заявление не потребуется.
Исключений же получилось четыре. Во-первых, сделано исключение для тех электронных цифровых подписей, которые выданы гражданам самой системой Росреестра.
Во-вторых, это государственные и муниципальные органы. Они тоже работают с Росреестром в электронном виде. Например, когда гражданин передает свою квартиру в рамках московской реновации и переезжает в другую квартиру. В этом случае московские власти сами подадут электронный пакет на регистрацию в Росреестр.
В-третьих, кредитные организации, предоставляющие услуги населению, которые набирают популярность. Человек приходит в банк за получением кредита на приобретение квартиры, ему оформляют электронную подпись, предоставляют пакет услуг по приобретению этой квартиры с использованием кредитных средств. Продавец получает деньги, гражданин получает квартиру, которая будет находиться в залоге у банка. Всё достаточно просто. Важно то, что гражданин дополнительно никуда не ходит, электронный пакет документов идет на регистрацию в Росреестр по отлаженной технологии.
В-четвертых, это нотариусы. Они в ряде случаев необходимое звено при оформлении сделки с недвижимостью. Также как Росреестр проверяют документы, удостоверяющие личность. Поэтому от них электронные пакеты по-прежнему будут приниматься без всяких дополнительных бумажных заявлений.
Приватизация позволила большому количеству россиян стать собственниками квартир, в которых они проживали долгие годы. При этом встречаются случаи, когда собственник узнает, что его квартира была когда то оформлена с нарушением закона, и он должен ее вернуть государству. Как можно защитить права добросовестных приобретателей жилья в подобных случаях, чтобы им не приходилось отдавать свои квартиры?
Виктория Абрамченко: Нужен комплекс мер по защите добросовестных приобретателей. Первый шаг уже сделан. Принят закон о компенсации за утрату права собственности на жилое помещение. По этому закону если у добросовестного гражданина истребовали жилье и он не смог взыскать убытки с того лица, по чьей вине это случилось, он обращается с иском уже к государству, которое является гарантом защиты права собственности. Компенсацию можно получить в размере реального ущерба либо кадастровой стоимости жилья (в зависимости от того, какое требование заявит в суде гражданин). Получение компенсации осуществляется только в судебном порядке.
Вторым шагом запланированы поправки в Гражданский кодекс, которые в принципе должны свести на нет такие ситуации. Законопроект уже принят в первом чтении. Подготовка ко второму чтению запланирована на осеннюю сессию 2019 года.
Росреестр сообщал в СМИ, в том числе и читателям "РГ", что законопроект о совершенствовании защиты прав добросовестного приобретателя будет дорабатываться. Что планируется изменить или добавить в проект закона?
Виктория Абрамченко: Прежде всего нужно объявить добросовестным приобретателем того, кто полагался на запись в Едином государственном реестре недвижимости, и у кого не было никаких сомнений в законности совершения сделки по приобретению жилья. Кроме того, нужно сказать, что добросовестный приобретатель в любом случае становится собственником и уже у него ничего нельзя истребовать по истечении определенного срока со дня внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости (предлагается установить срок три года). Это исключит ситуации, когда были допущены какие-то нарушения при приватизации 10-15 лет назад, но несмотря на давность владения, квартиру все-таки отнимают.
Есть еще одна часто встречающаяся ситуация, когда добросовестный покупатель покупает квартиру у мошенников. После суда квартира возвращается законному владельцу. Добросовестный покупатель остается без денег и недвижимости. Новый законопроект решит эту проблему?
Виктория Абрамченко: Эта ситуация описана в новом законе, который вступает в силу с 1 января 2020 года. В таком случае как раз добросовестный приобретатель через суд получит компенсацию от государства. Компенсация за утрату права есть и сейчас. Однако она не может превышать одного миллиона рублей.
Полный текст интервью читайте в номере "РГ