Первыми общественное внимание к таким киоскам на колесах привлекли водители одного из самых популярных городских маршрутов № 48. В один из дней они устроили забастовку и отказались выходить на линию. В качестве аргументов они заявляли, что нелегальные перевозчики с открытками отбирают у них клиентов. Дублируя путь следования 48-го маршрута, те установили за свои услуги более низкую плату.
- Надо как-то повлиять на это. Мы платим налоги, аренду. Нам не дают работать, - говорит бригадир маршрута Владимир Рева.
Заместитель гендиректора компании, которой принадлежат нелегальные микроавтобусы, Наталья Григорян отрицает, что их маршруты состоят в реестре регулярных перевозчиков Ставрополя. Свой же транспорт она, не скрывая, называет магазинами на колесах.
- Информационная таблица в каждой машине сообщает, что правом проезда в наших транспортных средствах пользуются только покупатели, приобретающие полиграфическую продукцию. Если вы не являетесь таковым, пожалуйста, пользуйтесь альтернативными и регулярными маршрутами.
Она также добавила, что ее компания занимается заказными перевозками. А сейчас заказчик - фирма, которая производит полиграфию. Ее, собственно, и продают водители.
Автору не раз приходилось ездить в таком транспорте. И информационные таблички, о которых говорит Григорян, либо вовсе отсутствуют, либо написаны мелким шрифтом среди прочих информационных листовок, которые, естественно, почти никто не читает. Водители о том, что пассажиры покупают у них какие-то открытки и календари, не говорят. На выходе оплатил проезд, получил сдачу и будь здоров!
Очевидно, что речь идет о лазейках в законодательстве, которыми воспользовались предприниматели. Так рассудили в администрации краевой столицы и обратились в Арбитражный суд Ставропольского края. Там требования мэрии отклонили, не найдя нарушений в том, что автобусы №48 и №88 работают в обход муниципального договора. С этим согласились и в Шестнадцатом арбитражном апелляционном суде. Но власти города обжаловали это решение в арбитражном суде СКФО. Дело возвращено в суд первой инстанции для пересмотра. Окружной арбитраж настоял на том, чтобы суд еще раз проверил степень совпадения маршрутов и рассмотрел жалобы водителей муниципального транспорта.
Однако жители города, которые не вовлечены в судебные тяжбы между сторонами этого дела, в целом довольны тем, что некоторые маршрутки в городе дешевле других. Вот что говорят о киосках на колесах.
- Какая разница, кто нас возит. Важно, чтобы было безопасно, комфортно. А если есть возможность сэкономить пару рублей, то выбор очевиден, - говорит Григорий Кудла.
- Официальная транспортная политика города далека от идеала, - отмечает Сергей Пташников. - Надеюсь, хоть возникшая ситуация подстегнет чиновников к решению проблем.