23.09.2019 10:22
Русское оружие

Хуже, чем Чернобыль: как США оказались на грани ядерной катастрофы

Текст:  Антон Валагин
39 лет назад на авиабазе ВВС США Гранд-Форкс в Северной Дакоте произошла авария, едва не приведшая к грандиозной ядерной катастрофе, по сравнению с которой Чернобыль показался бы шуткой.
Читать на сайте RG.RU

Утром 15 сентября во время подготовки к вылету у бомбардировщика B-52 Stratofortress загорелся пятый двигатель. Самолет отправлялся на боевое дежурство и имел на борту ядерное оружие: восемь ракет малой дальности AGM-69A и четыре бомбы B28. Все - с термоядерными зарядами общей мощностью 8,6 мегатонны, пишет The Drive

С 1971 по 1991 годы ВВС США постоянно держали в боевой готовности некоторое количество бомбардировщиков с ядерным оружием, чтобы успеть увести их из-под первого удара по своим авиабазам и затем нанести ответный. Уже в 60-х годах стало ясно, что B-52 будет сложно добраться до целей в СССР из-за мощной противовоздушной обороны, поэтому к термоядерным бомбам большой мощности в арсенал самолета добавили ракеты с ядерными боеголовками, которыми Stratofortress должен был выводить из строя объекты ПВО по пути следования.

Экипаж немедленно покинул загоревшийся самолет, аэродромные службы три часа боролись с огнем. Их работу осложнял порывистый ветер, раздувавший пламя, а также то, что бомбардировщик был полностью заправлен и бак номер три в его крыле продолжал питать горящий двигатель. В итоге фюзеляж самолета с подвешенными в оружейном отсеке бомбами и ракетами удалось спасти от огня, трое пожарных получили незначительные ожоги, один спасатель вместе с членом экипажа B-52 потом лечился от легкого отравления продуктами сгорания.

В США определили худший самолет времен Второй мировой войны

Несмотря на последовавшие после аварии заявления Пентагона, что вероятность ядерной аварии была крайне низка, восемь лет спустя Роджер Батцель, директор Национальной ливерморской лабортории - ключевого ядерного объекта США, - признал, что инцидент на самом деле мог оказаться "гораздо худшим, чем Чернобыль".

- Если бы ветер дул в любом другом направлении, то интенсивное пламя, скорее всего, уничтожило бы самолет вместе с находящимся на его борту оружием, а у экипажа не осталось шансов выжить, - рассказал Батцель на закрытом заседании Сената США. В качестве примера он привел пожар другого B-52 в 1983 году: самолет сгорел за считанные минуты, летчики погибли. - При пожаре в оружейном отсеке, двигатели ракет, а также обычная взрывчатка в бомбах, скорее всего, взорвались бы. Возможно, термоядерные заряды при этом не сдетонировали, но шлейф высокоактивного оружейного плутония распространился в атмосфере, покрыв территорию Северной Дакоты и Миннесоты.

Затем радиоактивные материалы попали бы в землю и воду. С учетом времени полураспада плутония повышенный радиационный фон в этих местах наблюдался бы на протяжении десятков тысячелетий. Для того, чтобы сделать окрестности авиабазы вновь пригодными для жизни, потребовались бы значительные усилия по очистке и дезактивации местности. "Вполне возможно, пришлось бы создавать и зону отчуждения наподобие чернобыльской", - закончил выступление перед сенаторами Батцель.

История