24.09.2019 06:20
Происшествия

Суд не определил виновного в гибели молодой пары в Домбае

Суд не определил виновного в гибели молодой пары в Домбае
Текст:  Марина Бровкина (Черкесск)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №215 (7973)
Верховный суд РФ вновь рассмотрел дело о гибели молодой пары в сауне гостиницы "Фотон" в Домбае. Следствие, а затем судебные разбирательства длятся уже шесть лет. "Российская газета" все эти годы освещает то, как родственники погибших пытаются добиться правосудия и наказать виновных в смерти своих близких.
/ foton-hotel.ru
Читать на сайте RG.RU

Напомним, что 19 сентября 2013 года 24-летняя Юлия Будникова и ее 30-летний друг Александр Пушечкин решили отдохнуть в Домбае и остановились в гостинице "Фотон". Здесь они заказали сауну, которая стала для них газовой камерой. Медэкспертиза установила, что смерть наступила через 1-3 минуты в результате острого отравления угарным газом. Концентрация карбоксигемоглобина (соединение гемоглобина и угарного газа) в их крови была чудовищной - до восьмидесяти процентов.

Обвиняемым стал Альберт Дотдаев - хозяин гостиницы "Фотон", экс-депутат гордумы Карачаевска и отнюдь не бедный коммерсант. Он обвинялся по статье 238 УК РФ - оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух человек. И отправился бы Дотдаев в места не столь отдаленные лет эдак на 10, если бы не удивительная работа местных правоохранителей. Выдвигались самые разные версии гибели молодых людей. Даже на нынешнем заседании Верховного суда РФ Дотдаев пытался убедить присутствующих в том, что Юля и Саша употребляли алкоголь и наркотики, поэтому и погибли. Но выводы судмедэкспертизы за все время разбирательств ни разу не были поставлены под сомнение: причина смерти - угарный газ. Откуда он появился в сауне? В судах республики всерьез рассматривалась такая версия: кто-то из молодых плеснул пиво на каменку, вот и газ. То ли в Домбае законы физики и химии работают не так, как везде на нашей планете, то ли авторы этой версии совсем не в ладах со школьными науками. Значительно убедительнее прозвучали выводы экспертов, обследовавших котельную, построенную самовольно, вопреки всем нормам. Находилась она в подвале гостиницы через стенку с сауной. В стене, оказывается, была дыра, заделанная ветошью. Вентиляция работала на 50 процентов, вытяжки не работали совсем. Беды было не миновать. В газовой камере мог оказаться кто угодно, но не повезло Юле и Саше.

Верховный суд уточнил, когда дело можно вернуть прокурору

Но, несмотря на все доводы, Дотдаев был оправдан. Трижды. Два раза с формулировкой "оправдан за отсутствием в действиях состава преступления". В третий раз формулировка немного поменялась: "непричастность к преступлению". То есть суд признал, что преступление было совершено. А раз так, где виновные?

Будникова обратилась в Верховный суд РФ. Дело изучалось более четырех месяцев. Выводы апелляционной инстанции о непричастности Дотдаева к преступлению были признаны сомнительными. Но пока документы плавно перетекали из одной инстанции в другую, прошел год. А по закону ухудшать положение оправданного по прошествии годичного срока нельзя.

Адвокат Будниковой Надежда Молчанова подает в Верховный суд ходатайство, в котором утверждает, что порядок исчисления годичного срока не прописан - явный пробел в законодательстве. А из-за этого страдают потерпевшие. Ведь вины родственников Юли и Саши в том, что бумаги столь неспешно шествовали из одной инстанции в другую, нет. Тем не менее им, по сути, полностью закрыт доступ к правосудию. Молчанова просит Генеральную прокуратуру РФ и Уполномоченного по правам человека поддержать ее подзащитных и направить запрос в Конституционный суд о несоответствии статьи 401.6 УПК РФ (где как раз и говорится о годичном сроке) положениям Конституции.

Слушания в Верховном суде РФ были напряженными. Со слезами выступала мама Юлии, просившая наказать Дотдаева. Дотдаев жаловался, что из-за судов не может строить планы на будущее. Представитель Генеральной прокуратуры отметила, что ходатайство Будниковой "не лишено смысла и основания, но предметом нынешнего судебного разбирательства быть не может". Это прерогатива Конституционного суда. Если им будет сделан вывод, что статья 401.6 УПК РФ действительно не соответствует Конституции, то тогда можно будет пересмотреть уголовное дело. Но обращаться в Конституционный суд должны сами потерпевшие. В общем, спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Решение Верховного суда РФ было для Валентины Будниковой неутешительно. Из-за того, что прошел годичный срок, отменено постановление Верховного суда КЧР, отправлявшее уголовное дело на новое расследование. Отменено и апелляционное определение, возвращавшее дело прокурору для устранения недостатков судебного рассмотрения. Кроме того, изменена территориальная подсудность. Теперь дело будет рассматриваться в Ставропольском краевом суде.

Итак, точки в "домбайской" трагедии снова нет. Вопросов стало еще больше. Каковы шансы на то, что Конституционный суд рассмотрит ходатайство обыкновенных людей о несоответствии статьи, устанавливающей годичный срок, после которого нельзя ухудшать положение оправданного, самой Конституции? Будет ли прописано, как все-таки надо исчислять этот самый годичный срок? Поживем - увидим.

После оглашения решения суда Альберт Дотдаев, за все эти годы ни разу не выразивший сочувствия родственникам погибших ребят, улыбался. Глядя на Будникову, показывал на пальцах цифру шесть и поднимал большой палец вверх. Он явно считает, что вышел сухим из воды.

Постскриптум

"Надо смириться, мамаша"

Верховный суд впервые разъяснил, как судить за опасные услуги

В Верховном суде РФ Дотдаев после жалоб на столь длительное расследование вдруг произносит: "В Домбае все котельные расположены таким образом". Я слышу это от него не первый раз. Может, контролирующим органам стоит обратить внимание на слова экс-депутата, известного в республике общественного деятеля и проверить гостиницы горного курорта? Кстати, Валентина Будникова, побывавшая в самых высоких кабинетах, как-то раз услышала от чиновника, занимающего весьма важный пост: "А вы знаете, сколько гибнет народа из-за самовольных построек, из-за всяких нарушений при строительстве? Масса! Надо смириться, мамаша. И вообще, надо было учить своих детей отдыхать".

Вот логика! Чиновник признает, что люди гибнут из-за самостроя, но предлагает смириться с этим и нагло заявляет убитой горем матери, что не научила детей отдыхать. Разве Юля и Саша в какой-то подпольной гостинице останавливались? "Фотон" и сейчас приглашает гостей. Только раньше на сайте можно было найти фото злополучной сауны, а сейчас нет. На вопрос, предоставляет ли гостиница услуги сауны, персонал сходу впадает в истерику: "Это желтая пресса написала, что у нас люди угорели! Где угорели? Где? Суетесь тут... Никакого газа у нас не было".

Несчастные случаи Черкесск Верховный суд Юг России