25.09.2019 13:52
В мире

Москва готова помочь столице Киргизии в решении городских проблем

Мэрия Первопрестольной готова помочь столице Киргизии в решении городских проблем
Текст:  Артем Петров (Бишкек)
Российская газета - Неделя - Киргизия: №215 (7973)
/ Темир Сыдыкбеков
Читать на сайте RG.RU
Москва может оказать Бишкеку помощь в реализации инфраструктурных программ. В развитии Первопрестольной в последние годы были достигнуты значительные успехи, и на некоторые крупные проекты властям столицы Киргизии, как полагают эксперты, стоит обратить внимание.

В сентябре в Бишкеке прошли Дни Москвы. В городе состоялись различные культурные и спортивные мероприятия. Но наибольший интерес у общественности вызвала конференция, участие в которой приняли представители мэрий столиц РФ и КР. Российскую делегацию возглавлял руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черемин, киргизскую - глава муниципалитета Азиз Суракматов.

В целом, это была, скорее, даже не конференция, а презентация, в ходе которой москвичи рассказывали о том, как изменился их город в последние несколько лет, что для этого было сделано и, самое главное, возможна ли реализация подобных проектов - конечно, в меньших масштабах - в столице КР.

По словам Сергей Черемина, Москва готова обсуждать сотрудничество с Бишкеком в различных сферах городского хозяйства и обмениваться опытом. Главные цели - улучшение качества оказываемых жителям и гостям столицы услуг, повышение уровня безопасности и комфортности проживания. В этом отношении Бишкеку, конечно, есть чему поучиться у Первопрестольной.

В Киргизии подготовили программу развития культурных связей с Россией

- Москва сегодня один из крупнейших мегаполисов мира, - отметил в своем выступлении Сергей Черемин. - По некоторым экономическим показателям она опережает отдельные европейские страны. По уровню ВВП город сопоставим с Финляндией, Австрией или Чехией. В Москве сегодня происходят революционные изменения во всех сферах благодаря, в том числе, государственно-частному партнерству.

Понятно, что сделать то же самое, что было сделано в столице РФ в последние 10 лет, в Бишкеке вряд ли получится. На это банально не хватит денег. К примеру, только в образование и здравоохранение, по официальным данным, в Москве инвестировали около 60 миллиардов долларов. Были реконструированы сотни школ, значительно улучшилось качество предоставляемых медицинских услуг.

Однако властям Бишкека, как полагают эксперты по вопросам инфраструктуры, и не надо пытаться объять необъятное, а стоит сконцентрироваться на особенно важных для столицы КР моментах и обратить внимание на то, какие ответы на эти вопросы предлагают московские коллеги.

В краткосрочной перспективе Бишкеку, в первую очередь, необходимо строить новые дороги, а также устанавливать системы видеофиксации на улицах и перекрестках города. Это поможет решить проблему пробок, которая с каждым годом становится все более актуальной. Город рассчитан на 40-50 тысяч автомобилей, а передвигается по его улицам сегодня более 400 тысяч единиц различного транспорта.

По словам Сергея Черемина, устранить заторы на дорогах можно, если грамотно планировать развитие городской дорожной сети, чего именно сегодня не хватает Бишкеку. Об этом не раз говорили местные эксперты и активисты.

Что касается долгосрочной перспективы, то властям столицы КР пора задуматься о реновации старого жилищного фонда. В данный момент Бишкек почти на 80 процентов состоит из домов, построенных в 1960-1980 годах. Срок их эксплуатации постепенно заканчивается. Что дальше? Ответа на этот вопрос пока нет.

В рамках московской программы реновации, пример которой интересен Бишкеку, построят новые дома общей площадью более пяти миллионов квадратных метров.

В столице Киргизии прошла молодежная школа ОДКБ

- Переселение происходит волновым методом - новые дома строят на месте сносимых, - утверждает Сергей Черемин. - Под переселение первых участников программы отдали уже 41 новостройку. При строительстве будет соблюдаться принцип квартальной застройки: вместе с домами возведут детские сады, школы, поликлиники. Кварталы сделают максимально удобными и комфортными - территории благоустроят и озеленят, обустроят зоны отдыха, спортивные площадки, создадут велодорожки. Сама программа реновации стартовала в августе 2017 года. Она охватывает более пяти тысяч домов. Объем инвестиций в нее составил 50 миллиардов долларов. Программа, как мы полагаем, позволит решить проблему создания качественного жилого фонда. Первая ее фаза реализуется на средства города, а в будущем, как ожидается, подключатся инвесторы.

По словам московского гостя, мэрия столицы России с удовольствием поделится опытом с Бишкеком. Возможно, это произойдет в следующем году в ходе Дней Бишкека в Москве. Предварительная договоренность об их проведении в столице РФ уже достигнута.

Компетентно

Азиз Суракматов, мэр Бишкека:

- Бишкек заинтересован в совместных с Москвой проектах. Речь идет о модернизации системы ЖКХ, образовательных учреждений и внедрении интеллектуальной транспортной системы в столице республики. Москва для бишкекчан - знакомый и любимый город. Мы готовы к сотрудничеству не только по уже работающим направлениям, но и по широкому спектру новых, в частности в социальной сфере, строительстве школ и детских садов.

Вместе с тем

Мэрии Бишкека может быть полезен опыт организации транспортной системы в Москве. Такое мнение выразил заместитель директора научно-исследовательского и проектного института "МосТрансПроект" Петр Барсуков. По его словам, транспорт остается одной из главных составляющих, обеспечивающих жизнь города. В столице Киргизии, как он считает, предпочтение отдается личному транспорту, что приводит к ухудшению состояния общественного. В результате снижаются его эффективность и конкурентоспособность.

- Сегодня развитые города реализуют концепцию обратной пирамиды приоритетов, - заявил он. - Сначала пешеходы и общественный транспорт, затем личные автомобили. Для решения всех вопросов в Бишкеке необходимо разработать единую транспортную стратегию и создать автоматизированную систему управления транспортом. В столице КР мы видели, как к остановке одномоментно подъезжают несколько автобусов разной вместимости, создавая пробки. Значит, деятельность транспортных предприятий не очень скоординирована.

Кыргызстан