- Лев Николаевич на протяжении жизни к моде относился по-разному: от стильного молодого человека до уверенности, уже в преклонных годах, что одежда должна быть проста и удобна в носке. Тут он все-таки немного лукавил, граф всегда оставался графом, - рассказывает автор идеи выставки, директор Музея-усадьбы "Ясная Поляна" Екатерина Толстая.
Ходил босым говорите? Вот, пожалуйста, сапоги, а вот и домашние тапочки - высокие, мягкие, в клеточку. Поклонники Burberry закусили бы губу: фирменную расцветку бренда автор "Войны и мира" носил задолго до них! А еще он продвинутый пользователь "гаджетов" - вряд ли у кого-то еще в то время была ручка с подсветкой или самозатачивающийся карандаш...
Развенчание стереотипов о внешнем облике писателей - одна из целей, которую преследовали в ГМИРЛИ имени Даля.
- Нам часто кажется, что с бородкой, пенсне и бабочкой Чехов родился, но это совсем не так: пенсне писатель начал носить только в 38 лет, а до того, как у него появились средства, он, как и многие, носил один и тот же несчастный костюмчик, - говорит куратор Эрнест Орлов, указывая на витрину. В ней уже признаки состоятельности - белый в голубой горошек галстук, купленный Антоном Павловичем в Париже, рядом блестят изящные запонки.
А вот список "последнего поэта деревни" (рукопись стихотворения тут же) с пометкой "обязательно сделать": отдать в чистку два костюма, в починку - смокинг, привести в порядок чемодан, заказать шелковую черную рубашку. Из личных вещей Сергея Есенина показаны домашние тапочки - в точь как у Маяковского, только размер поменьше, а из "народного" - лишь пара расшитых красными цветами манжет.
Есть здесь и желтый хитон Максимилиана Волошина (на популярный вопрос современников - носил ли он под ним штаны, поэт отвечает сам, читайте таблички), и трость Андрея Белого, и английский воротничок Горького, и огромная чернильница в виде жемчужины Гончарова, и монокль Булгакова, и зонт Лескова, и стереоскоп Леонида Андреева...
Но мужским гардеробом дело не ограничивается. Буквально друг напротив друга расположились платья Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. В подлинности серого сарафана с пуговками на лифе сомневаться не приходится - рядом знаменитое фото, где Цветаева с дочерью именно в нем. А еще, говорят, поэтесса очень любила перстни, но в витрине - ни одного.
- Это принципиально, ведь она очень легко с ними расставалась. Сколько она колец с руки раздарила в знак признательности! - подчеркивает Эрнест Орлов. Зато можно полюбоваться янтарным ожерельем и незамысловатыми клипсами.
Ахматова - силуэт, скорее, античный. Прямое черное платье, сверху на одно плечо наброшена светлая кашемировая шаль. Лежат бусы-четки.
На втором этаже выставка переходит в более комичный формат: среди ярких стен можно улыбнуться карикатурам на писателей, а то и в голос посмеяться, прочитав нелицеприятные отзывы классиков друг о друге или воспоминания. Это уже пространство, где они будто сами между собой переговариваются, а ты словно ненароком подслушал.
Казалось бы, куда уж больше, но "От Толстого до Толстого" еще будет дополняться. В ноябре к выставке добавится зал, посвященный еще одному модному веянию - писательскому халату.
Кстати
Выставка открыта с 16 октября по 15 декабря в доходном доме Любощинских-Вернадских. По средам и четвергам вход с 11.00 до 21.00, в остальные дни недели (кроме понедельника - выходной) - с 11.00 до 18.00. Цена билета - 200 рублей.